Падшие с долларом
Наконец-то мы получили возможность оценить последствия девальвации доллара. Они в полной мере проявились в отчетности по итогам I квартала, которую начали публиковать транснациональные корпорации. Финансовые показатели одних компаний существенно ухудшились, зато другие смогли резко увеличить свои доходы.
Курс доллара к корзине валют стран - основных торговых партнеров США снизился на 13% с последнего пика, достигнутого в феврале 2002 г. Отдельные валюты подорожали гораздо существеннее: например, евро вырос на 32% с рекордного минимума и на 15% по сравнению со средним значением за прошлый год. Сейчас компании публикуют отчетность за I квартал, из которой видно, что колебания на валютном рынке оказывают существенное воздействие на их финансовые показатели.
Слабость доллара по отношению к евро помогает американским компаниям, активно работающим за рубежом, и сдерживает рост доходов европейских. Доходы IBM, например, выросли в I квартале на 11%; если вычесть валютную составляющую, рост составил всего 4%. А у Colgate Palmolive благоприятная ситуация на валютном рынке обеспечила две трети 20% -ного роста долларовых доходов от европейских продаж. Если бы курс был таким же, как в I квартале 2002 г., доходы подразделения Microsoft, работающего в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, выросли бы не на 12%, а всего на 1%.
В свою очередь, немецкая Volkswagen, итальянская Benetton Group и нидерландская Akzo Nobel, сообщая о своих результатах, не преминули пожаловаться на то, что сильная европейская валюта "отъела" у них часть доходов. Вскоре после своего появления в 1999 г. евро начал падать, повысив конкурентоспособность европейских компаний. В 2000 г., когда курс евро опустился на дно, прибыль финской целлюлозно-бумажной компании UPM-Kymmene, около трети доходов получающей за пределами Евросоюза, выросла на 23%. Теперь пришла пора расплачиваться за ту неожиданную прибыль. На днях UPM-Kymmene предупредила, что из-за снижения цен на бумагу и падения доллара ее прибыль по итогам квартала будет вдвое меньше, чем в I квартале 2002 г. "Бывают хорошие времена, бывают плохие времена", - философски замечает казначей компании Юха Форсиус. UPM-Kymmene хеджирует около половины своих валютных операций, составляющих 1,6 млрд евро. "Хеджирование до некоторой степени сглаживает воздействие [колебаний валютных курсов на размер прибыли], однако в долгосрочной перспективе это воздействие все равно проявляется", - говорит Форсиус. Слабый доллар помогает американским компаниям тем, что удешевляет их товары за рубежом, делая их более конкурентоспособными; по данным Prudential Securities, 26% прибыли американские компании получают от зарубежных операций. Кроме того, иностранным компаниям становится труднее конкурировать на американском рынке с местными производителями, которые получают возможность поднять цены на свою продукцию.
Укрепление евро ведет к росту цен на европейские товары класса люкс в Японии, спрос на которые традиционно очень высок. Около трети товаров под брэндом Louis Vuitton крупнейшего мирового производителя предметов роскоши LVMH продается в Японии. С начала 2002 г. евро подорожал к иене на 12%. В феврале Louis Vuitton Japan подняла цены на 6%, а в марте на 5% выросли цены у Prada Japan.
Евро укрепляется в крайне неблагоприятный для Европы момент. По прогнозам, экономика зоны евро вырастет в этом году всего на 1% (в 2002 г. - на 0,8%). Между тем экспорт является движущей силой экономики зоны евро: его доля в ВВП составляет 17%, тогда как у США - 11%, а у Японии - 9%. По оценке Европейского центрального банка, через год после роста курса евро к корзине основных валют на 5% рост ВВП может потерять 0,9 процентного пункта. Сейчас как раз и наступает такой момент. "Во II квартале это [укрепление евро] впервые по-настоящему начнет оказывать негативное воздействие [на экономику]", - говорит экономист Barclays Capital Луиджи Буттильоне.
Упав к евро и иене, доллар в 2002 г. укрепился по отношению к латиноамериканским валютам, и вся валютная прибыль Colgate Palmolive по европейским операциям была съедена убытками по латиноамериканским. Впрочем, и бразильский реал, и аргентинское песо с конца 2002 г. быстро растут и в этом году помогут американским компаниям. Реал с начала года взлетел уже на 17%, показав самые быстрые темпы роста среди мировых валют. (WSJ, 21. 04. 2003, Михаил Оверченко)