Ford не успевает экономить бензин


Компания Ford Motor объявила о том, что не успеет закончить программу по повышению экономичности своих внедорожников к 2005 г. Это заявление может вызвать новые попытки экологов и их сторонников в парламенте усилить давление на администрацию США, которая уже несколько лет подряд пытается ввести более жесткие стандарты потребления горючего.

Три года назад Ford объявил о начале амбициозной программы по снижению расхода топлива своих внедорожников на 25% к 2005 г. Однако на днях компания официально признала, что сдержать это обещание оказалось труднее, чем ожидалось.

Представитель Ford Рэй Дей сообщил, что компания по-прежнему продолжает работу по программе, хотя и не уточнил сроки ее возможного завершения. По словам Дея, снижение расхода горючего автомобилями Ford в зависимости от модели должно составить 10 - 30%. "Мы пытаемся [добиться снижения потребления] для всех наших автомобилей, что отвечает интересам наших покупателей", - сообщил Дей.

Администрация Буша вот уже несколько лет пытается установить новые, более жесткие нормы потребления топлива автомобилями, и Ford готовится к этому заранее. Нынешние федеральные правила, регламентирующие нормы среднего потребления для всего модельного ряда автомобилестроительных корпораций (CAFE), действуют с 1970-х и были переработаны в середине 1990-х гг. Сейчас стандарт потребления топлива для легковых автомобилей составляет 27,5 мили на галлон (8,55 л/100 км), а для грузовиков - 20,7 мили на галлон (11,4 л/100 км).

Однако поистине народная популярность, которую в последние годы снискали в США "легкие грузовики" - внедорожники, пикапы и мини-вэны, - привела к тому, что средний показатель экономичности новых автомобилей в США достиг рекордного уровня за последние 20 лет - 20 миль на галлон (11,7 л/100 км). Таким образом, разработка нового стандарта потребления превратилась в насущную проблему.

Дебаты по этому вопросу не утихают уже несколько лет. Три года назад - когда Ford объявил о решении увеличить экономичность своих автомобилей - эту инициативу подхватили и другие члены "большой автомобильной тройки", General Motors и Chrysler (подразделение германской DaimlerChrysler). Этот порыв позволил тогда заблокировать инициативу Белого дома по ужесточению норм экономичности в два раза.

В нынешнем году администрация Буша внесла на рассмотрение сената новый проект, содержащий более умеренные требования по экономичности автомобилей. Представители автоконцернов в неофициальных комментариях дают понять, что считают это предложение вполне приемлемым и выражают уверенность, что смогут привести свои автомобили в соответствие с новыми требованиями без особых издержек.

В этом свете решение Ford об отказе от программы, которую сама компания окрестила одной из самых "зеленых" в автомобилестроении за последние годы, вызвало большое удивление у экологов, которые уже заявили о готовности вооружиться этим фактом в борьбе за ужесточение норм экономичности автомобилей.

Позиция экологических организаций имеет все шансы встретить поддержку сенаторов, которым предстоит решать проблему топливной безопасности страны, особенно обострившуюся после войны в Ираке. "Этот [фактор] действительно указывает на то, почему мы должны принять соответствующий закон, - полагает главный аналитик экологического союза Union of Concerned Scientists Дэвид Фридман. - Давайте сделаем так, чтобы эти [более экономичные] автомобили появились на дорогах. Так мы сможем что-то сделать, чтобы снизить зависимость от нефти". (WSJ, 18. 04. 2003, Владимир Волков)