3G не окупится никогда


Прошло всего несколько недель с тех пор, как Hutchison 3G запустила первую в Европе сеть мобильной связи третьего поколения, и вот этот оператор принимает неожиданное решение - снизить цены на 3G-телефоны в Великобритании. Если новые мультимедийные возможности 3G не заинтересуют массового покупателя, затраты европейских телекоммуникационных компаний, вложивших в 3G-лицензии более $107 млрд, никогда не окупятся. Пока говорить о смерти идеи 3G в Европе рано, однако решение Hutchison встревожило многих участников рынка связи. Ранее представители компании утверждали, что она не намерена субсидировать британских покупателей 3G-трубок. Но на прошлой неделе цены телефонов нового поколения, изначально составлявшие порядка 400 фунтов стерлингов, были снижены до 125 фунтов.

Пока следует признать, что в Великобритании 3G-сеть гораздо менее популярна, чем в Италии, где сотовыми телефонами пользуется более 90% населения. Здесь Hutchison без всяких скидок уже продала свыше 50 000 телефонов по цене 600 евро. Британцы за тот же срок купили всего 10 000 трубок. Столь неудачное начало проекта заставляет усомниться в том, что Hutchison 3G сумеет к концу года набрать в Европе запланированное число абонентов - 2 млн.

Помимо 100 млрд евро, выплаченных европейскими операторами за 3G-лицензии, десятки миллиардов у них уходят на построение инфраструктуры для новых сетей. В Германии, где цены на лицензии были особенно высокими, из шести операторов 3G-связи сейчас на рынке остались только четыре. Их 3G-сети должны начать действовать во втором полугодии. Тогда же начнется эксплуатация и аналогичной французской сети SFR, принадлежащей корпорации Vivendi Universal и оператору Vodafone.

Телекоммуникационные компании рассчитывают привлечь клиентов новыми возможностями 3G-телефонии. "Думаю, Hutchison проделала огромную работу, чтобы показать потребителям достоинства новой технологии, - говорит Мэттью Блоксхэм, аналитик из Goldman Sachs. - Но проблема в том, что телефоны нового поколения уже выглядят менее современными, чем наиболее продвинутые модели второго поколения. Необходимо как можно скорее наладить выпуск обновленных 3G-моделей". Отсутствие привлекательных 3G-телефонов стало одной из причин, по которым конкуренты Hutchison 3G решили отложить развертывание собственных сетей связи третьего поколения. Представители Vodafone неоднократно заявляли, что запустят свою европейскую 3G-сеть только после появления соответствующих моделей, не уступающих телефонам 2G. В результате эксплуатация 3G-системы Vodafone начнется не раньше поздней осени 2003 г. Аналогичные трудности сопровождали развертывание 3G-сетей в Японии. Компании NTT DoCoMo пришлось существенно умерить свои амбиции в области 3G-телефонии. В марте NTT DoCoMo удалось продать около 130 000 3G-трубок. (FT, 15. 04. 2003, Александр Сафин)