Дом, в котором мыслят иначе
В Северной Америке новые здания бизнес-школ строят таким образом, чтобы не только отразить современный характер образования, но и использовать их в качестве одного из элементов учебного процесса.
Один из наиболее амбициозных проектов - здание бизнес-школы Weatherhead при Case Western Reserve University, детище одного из самых известных современных архитекторов Фрэнка Гери, того самого, который строил музей Гуггенхайма в испанском городе Бильбао. Это здание в высшей степени неортодоксальной конструкции, все "завернутое" в металлические серебристые листы. Ректор школы Моузен Анвари свято верит в то, что "архитектура влияет на умонастроения". По его словам, передвижение по этому зданию напоминает путешествие в недрах скульптуры. "Нельзя работать в этом здании, находиться в его аудиториях и продолжать думать по-старому, - говорит он. - Само пространство заставляет искать альтернативные пути решения задач".
Многие здания бизнес-школ проектируются сегодня так, чтобы всячески поощрять общение между студентами и преподавателями. Школа бизнеса Schulich при Йоркском университете в Торонто переезжает в новое здание. По словам Сайамака Хайрири, одного из руководителей архитектурной фирмы Hariri Pontarini Architects, здание спроектировано таким образом, что пройти в кабинет или аудиторию невозможно без того, чтобы не встретиться с кем-нибудь из студентов или преподавателей. Хотя студенты и преподаватели часто пересекаются в интернет-кафе и на территории кампуса, заставить их "чаще встречаться" может оказаться совсем не такой легкой задачей, как может показаться на первый взгляд. Поэтому в новом здании школы Schulich студентам, обслуживающему персоналу и преподавателям, прежде чем попасть в кабинет или аудиторию, придется неизбежно пересекать "рыночную площадь". Это пространство, на котором размещается несколько интернет-кафе и магазинов, "информационных экранов" и прочих мест общения. Джеймс Маккеллар, один из директоров программы строительства этого здания, преподаватель школы Schulich и одновременно с этим архитектор, уверен, что проект здания оказывает огромное воздействие на поведение находящихся в нем людей.
Впрочем, здесь существует "ловушка". "Стремление студентов общаться с преподавателями нередко оказывается сильнее, чем стремление преподавателей общаться со студентами", - говорит Джерри Маккартни, директор по информации Wharton School при Пенсильванском университете.
В новом здании школы Wharton процесс человеческого общения стимулируют и с помощью новых технологий. Системы high-tech установлены и в аудиториях, и в больших лекционных залах. Подиумы в аудиториях оснащены микрофонами, компьютерной клавиатурой, системами аудиовизуального управления и портом для ноутбука. Видеосистемы с несколькими экранами облегчают проведение телеконференций, а устройства видео- и звукозаписи позволяют просматривать учебные материалы в Интернете. Сегодня преподаватели уверены, что оптимальных результатов студент добивается, работая в небольшом коллективе из 3 - 5 человек. Это породило новый способ организации учебного пространства. В новом здании Wharton - 57 аудиторий, рассчитанных на небольшие группы. А в Weatherhead огромный холл при необходимости быстро превращается в несколько небольших помещений. (FT, Екатерина Кудашкина)