КОРЕЙСКИЙ КРИЗИС: Россия может сделать больше
События в Ираке отодвинули в тень многие важные темы. Среди них - действия руководства КНДР, говорящего о возможности получения ядерного оружия и готовности применить его в случае "американского вторжения". Выход страны из Договора о нераспространении ядерного оружия только усугубил ситуацию. Многие поспешили назвать такое развитие событий "корейским кризисом".
Корни нынешней проблемы уходят в соглашение между КНДР и США от 1994 г. Тогда в результате политического шантажа с планами создания собственного ядерного оружия Северная Корея добилась от администрации Клинтона ряда уступок. США согласились на поставки продовольственной помощи и мазута для теплоэлектростанций, а также на замену газографитового ядерного реактора (по советской технологии) на два легководных реактора, которые считаются достаточно безопасными с точки зрения ядерного нераспространения.
Но эти реакторы к 2003 г. (как было обещано) так и не были построены. А со второй половины прошлого года США прекратили свою помощь, воспользовавшись добросовестным признанием КНДР в том, что и после 1994 г. она проводила научные исследования в области ядерной энергетики.
Получилась патовая ситуация, более невыгодная КНДР. Из-за катастрофического состояния национальной экономики и давления со стороны Китая, стремящегося расстаться с верным донором, страна встала на непривычный для нее путь экономических реформ по китайско-вьетнамскому образцу: был отменен контроль за ценами, создана свободная экономическая зона на границе с Китаем, открыт доступ на внутренний рынок зарубежным, в том числе японским, компаниям.
Пхеньян рассчитывал на материальную поддержку Америкой этих процессов. Не получив ее, Северная Корея решила наказать США, причем тем же способом, что и девять лет назад, - угрозой начать производство ядерного оружия. В том числе расставшись с инспекторами МАГАТЭ и запустив старый реактор. Момент выбран был весьма удачный: США просто не могли сколь-либо внятно и адекватно отвечать, погрузившись в иракскую проблему.
Но действительно ли над миром нависла "корейская угроза"? Во-первых, несмотря на все заявления, КНДР технологически не способна в ближайшие годы создать реальное ядерное оружие. Максимум, на что может хватить сил, - так это на создание "грязной бомбы", что, впрочем, могут сделать еще десяток стран и пара террористических интернационалов. Есть определенный риск того, что в худшем случае КНДР в пику жесткой позиции США может поделиться с ними своими специалистами и частью материалов.
Во-вторых, действия КНДР больше ориентированы на СМИ и психологическую войну, нежели на реальные шаги. Ведь для защиты своей территории Северной Корее хватит имеющейся миллионной армии, одной из самых организованных в мире. Конечная цель Пхеньяна - заставить США под международным давлением вернуться к прямым переговорам с КНДР. Но цену в этот раз КНДР установит весьма высокую: минимальная политическая ставка - это договор с США о ненападении.
При этом одновременно Пхеньян заинтересован в том, чтобы "перестраховать" результаты своих двусторонних договоренностей с США в международном сообществе, добившись создания своего рода многостороннего консорциума для решения собственных экономических проблем.
В-третьих, характерно, что при этом нет никаких угроз в адрес Южной Кореи. Во многом такое положение объясняется тем, что Пхеньян преследует одновременно две цели - продолжать на практике политику диалога и сближения, а также способствовать усилению антиамериканских тенденций на Юге. Степень позитивного отношения к американцам в Республике Корее за последние полтора года сократилась почти в три раза. При этом имеющийся план сотрудничества двух Корей почти полностью выполняется.
Для Севера, впрочем, как и для Юга, объединение страны имеет гораздо большую стратегическую ценность, чем текущие проблемы. Это показывает и умеренная реакция Юга, где максимальной оценкой происходящего является "глубокая обеспокоенность".
В-четвертых, КНДР не боится никакого режима санкций: доля ее торговли с США и другими развитыми странами мизерна, и де-факто с 1989 по середину 1990-х гг. страна жила в режиме самоизоляции, близком к состоянию санкций. Пхеньян достаточно уверен и в том, что Китай и Россия не дадут вынести "корейский вопрос" в невыгодном для него виде в ООН.
Равно невозможен и никакой военный сценарий, против чего кроме Китая и России выступят и Южная Корея, и Япония, понимающие потенциальные политические и экономические последствия такого шага. КНДР располагает ракетными технологиями, и ее "продукция" спокойно достает территорию Японии.
Главная проблема с КНДР состоит не столько в том, что страна может стать обладателем ядерного оружия, а в том, что аналогичная линия поведения в отношении США и мира может быть активно взята на вооружение другими странами, включая и их выход из договора о нераспространении. А это уже невыгодно и России.
Нужно хорошо понимать одно: решение проблемы не может быть найдено вне КНДР. Ни для кого из специалистов не секрет, что вся эта антиамериканская кампания может быть свернута в течение часа, если так решит товарищ Ким Чен Ир.
Поэтому нужно договариваться. И здесь Россия может сделать во много раз больше, чем мы сумели сделать в иракской ситуации. Причем вместе с США, Республикой Кореей, Китаем и Японией.
Автор - директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике