Яблоко раздора под названием Galileo
ПАРИЖ - Космические планы ЕС грозят еще больше обострить отношения между США и Европой, и без того достаточно напряженные. Европейский проект по развертыванию спутниковой навигационной системы Galileo, по мнению американцев, дублирует разработанную Пентагоном систему глобального позиционирования GPS и создает ей конкуренцию.
В числе прочего чиновники из Пентагона недовольны техническими параметрами Galileo - эта система должна использовать те же частотные диапазоны, что и модернизированная версия GPS. Генерал Ричард Майерс, председатель Объединенного комитета начальников штабов, выступая в феврале перед сенатским комитетом по военным службам, заявил, что Galileo "непосредственно перекрывает американскую сеть" и что эта проблема настоятельно требует решения.
Министр обороны США Доналд Рамсфелд во время своей первой встречи с министром обороны Франции Мишелем Альо-Мари прошлым летом также особо подчеркнул серьезность проблемы со спутниками. Французские источники сообщают, что, по словам Рамсфелда, США даже считают себя вправе при необходимости подавлять сигналы спутников Galileo. Представители Пентагона отказались комментировать этот вопрос.
Между тем чиновники ЕС подчеркивают, что собственная навигационная система сделает европейцев независимыми от созданной в 1970-х гг. американской GPS. "Если вы ездите только на отцовской машине, велика вероятность, что в нужный момент эта машина окажется недоступной вам", - образно пояснил Жиль Гантле, чиновник из Комиссии ЕС по транспорту.
Евросоюз и несколько не входящих в него государств планируют до 2008 г. вложить в проект Galileo порядка 3,4 млрд евро ($3,7 млрд). Европейская спутниковая система навигации будет включать 30 спутников и функционировать наподобие сети GPS, которая первоначально использовалась для военных нужд, а впоследствии была открыта и для гражданского применения.
По мнению Гантле, технические проблемы, о которых говорят в США, вполне поддаются решению. Американская и европейская стороны сейчас ведут переговоры о разделе частотного диапазона, и организаторы Galileo полагают, что будущие приемники смогут принимать спутниковые сигналы обеих систем. ЕС подчеркивает, что Galileo будет таким образом дополнять систему GPS, а не дублировать ее. Однако для многих в США истинная проблема связана с политическими и финансовыми вопросами. Противники Galileo опасаются, что данный проект - сознательная попытка европейцев навязать США конкуренцию, а создание еще одной системы такого типа - лишняя трата огромных средств. При этом критики утверждают, что Европа тратит недостаточно денег на укрепление обороны и обеспечение безопасности. Сторонники Galileo, напротив, подчеркивают, что проект поможет создать новые рабочие места и станет источником прибыли. В последнее время аэрокосмическая отрасль в Европе, как и в США, несет значительные убытки из-за спада в телекоммуникационном секторе. В этих условиях предприятия отрасли с надеждой смотрят на любой проект, способный оживить бизнес. В числе компаний, которым проект Galileo сулит выгоду, называют Astrium, космическое подразделение корпорации EADS, французские Alcatel и Thales, итальянскую Alenia Spazio (подразделение Finmeccanica). В США модернизацией спутниковой сети GPS занимаются корпорации Boeing и Lockheed Martin.
Расходы на первый период развития Galileo, заканчивающийся в 2006 г., оцениваются в 1,2 млрд евро - их поделили между собой Европейский союз и Европейское космическое агентство, куда входят Норвегия и Швейцария, не являющиеся членами ЕС. Финансирование второй фазы, завершающейся в 2008 г., планируется осуществлять из общественных и частных источников. Расходы здесь составят 2 млрд евро.
Далеко не все в Европе поддерживают проект Galileo. Частные компании, уже использующие GPS, опасаются, что их заставят платить еще и за новую систему, которая практически не будет обеспечивать никаких дополнительных преимуществ. "Авиакомпании так и не получили убедительных доказательств того, что достоинства Galileo будут сопоставимы с затратами на нее", - говорит Дэвид Хендерсон, представитель Ассоциации европейских авиакомпаний. (WSJ, 1. 04. 2003, Александр Сафин)