РЕФОРМЫ: Остановка на полпути


"Экономические реформы" стали расхожим лозунгом-клише, но мало кто задумывается, что скрывается под этим понятием на самом деле. Реформа всегда означает существенное изменение, перестройку экономического механизма для решения конкретных проблем - например, низкой производительности или эффективности, потери экспортных рынков. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что в экономическом развитии России остаются огромные проблемы и нужны существенные изменения в нашей экономике.

Без оптимизма.

Экономические реформы - это всегда конкретные действия, для совершения которых нужны политическая воля и решительность, четкая стратегия и слаженность работы правительственной команды. В этих процессах пока, к сожалению, недостаточно прогресса.

Сегодня в России есть экономический рост, ощущается больше стабильности; все наперегонки обсуждают безусловные достижения последних двух или трех лет. Некоторые экономисты и обозреватели увлеченно говорят об успехах экономических реформ, называя, как правило, всего 2 - 3 конкретных примера - налоги и земельный вопрос.

О реальных успехах говорить трудно: реформы в 2002 г. фактически приостановились. Такой вывод, в частности, содержится в обзоре "Российские реформы в 2002 г. ", подготовленном аналитиками Русского экономического общества (www.ress.ru). По оценкам РЭО, существенного прогресса не наблюдалось ни в одном из 41 направления реформирования. Некоторый прогресс достигнут лишь в 10 областях, в то время как отсутствие прогресса - в 24 и регресс - в 7.

Ситуация с необходимыми реформами не внушает оптимизма. На стадии формулирования общей политики еще есть достаточно активная, хотя и затухающая деятельность. А на стадии реализации - огромные проблемы.

В течение 2002 г., например, фактически отсутствовала рациональная и взвешенная денежно-кредитная политика. Центробанк продолжает заниматься почти исключительно золотовалютными резервами и валютным курсом, но не регулированием кредита в экономике и борьбой с инфляцией.

Очевидно, что инфляция сегодня - главная преграда на пути экономического роста. Одним из основных источников инфляции является сохранение обязательной продажи части валютной выручки Центробанку. Кроме того, по-прежнему нет эффективного механизма рефинансирования банковской системы и роль ставки рефинансирования минимальна.

Налоги.

В области бюджетно-налогового реформирования также сложно говорить о серьезном продвижении. Бюджет-2003 явно не прогрессирует по сравнению с бюджетом-2002, а тем более с бюджетом-2001. Размер федерального бюджета (порядка $70 млрд) по-прежнему невелик и не соответствует статусу члена "большой восьмерки". На нынешнем этапе федеральный бюджет России должен был бы составлять порядка $300 млрд.

Достичь увеличения размеров федерального бюджета можно только при росте экономики за счет структурных реформ, улучшения администрирования, реформирования системы налогообложения, стимулирования инвестиций, преодоления коррупции.

Основную роль в существенном увеличении доходной части федерального бюджета должны играть налоговые поступления. Необходимо двигаться в направлении дальнейшего снижения налогового бремени и повышения эффективности сбора налогов.

Во-первых, низкие налоговые ставки позволят достичь максимального охвата налогоплательщиков, а во-вторых, снижение налогов означает сужение круга нарушителей, с которыми нужно бороться, что позволит улучшить качество работы налоговых органов в целом.

Первоначально же надо провести оценку стоимости и эффективности сбора каждого налога, результаты которой позволят правительству сформировать эффективную налоговую систему. Резервы более эффективного сбора налогов колоссальны. Государство упускает миллиарды долларов в результате слабости налоговых органов и сложности налоговой системы.

Сейчас создается впечатление, что правительство решило приостановить налоговую реформу в среднесрочной перспективе. На мой взгляд, неразумно останавливаться на полпути. Сохранение устойчивого развития экономики России невозможно без продолжения налоговой реформы и создания институциональной среды с равными условиями функционирования хозяйствующих субъектов. Тянуть с либерализацией налоговой политики нельзя.

Существенное замедление процессов инвестирования в основной капитал в 2002 г., неудовлетворительная динамика притока прямых иностранных инвестиций (российские инвестиции за рубеж по-прежнему превышают поступившие в страну) - все это снижает перспективы роста российской экономики.

Правительству необходимо разработать комплекс действенных мер по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности как российских, так и зарубежных компаний.

Пять задач.

Складывается впечатление, что идеологи реформ оценивают прогресс реформ по количеству принятых законов и постановлений, что в принципе неверно. Налицо бурная бумажная активность, по любому вопросу есть комиссии и рабочие группы, готовятся законы, но это не может подменить реальных практических действий. Правительство и страна по-прежнему живут в разных измерениях. К тому же многие уже принятые решения имеют изъяны - например, пенсионная и земельная реформы.

Для достижения реального эффекта все программы правительства должны в первую очередь основываться на абсолютных цифрах, а не на относительной динамике. Если ставятся конкретные цели в абсолютном выражении и под них строится политика, то всегда есть возможность оценить эффективность и результативность. В противном случае все останется на уровне разговоров. В постановке основных задач деятельности правительства надо стремиться к большей осязаемости, к выбору правильных приоритетов и при этом избегать излишне громоздких формулировок, большого количества целей и задач. Можно выделить пять глобальных экономических задач правительства. 1. Финансовая база власти: удвоение бюджета в долларовом выражении каждые два года независимо от конъюнктуры цен на нефть и другое сырье. Для этого нужны описанные выше усилия по сбору налогов и таможенных пошлин. От этого зависят наши возможности в образовании, здравоохранении, обороне. 2. Благосостояние населения: удвоение средней зарплаты в стране. 3. Финансовые условия развития: уровень инфляции не должен превышать 10% в год. 4. Капитал для ускорения развития: прямые иностранные инвестиции должны составлять не менее $10 млрд в год. 5. Выведение экономики из тени: последовательность в налоговой либерализации, снижение ЕСН до 20 - 25%, снижение налога на прибыль до 15% с возможной отменой в дальнейшем.

Конечно, задач может быть больше, однако с увеличением их количества будут снижаться реалистичность, смысловое наполнение и содержание планируемых действий. Надеюсь, что критические замечания будут восприняты конструктивно и помогут исправлению ошибок. Хотелось бы помочь реформаторам, так как все мы искренне заинтересованы в их успехе.

Автор - председатель Русского экономического общества, министр финансов России в 1990 и 1993 гг.