Перевозки морем дорожают


С началом войны против Ирака резко выросли ставки страховых премий на морские грузоперевозки в страны ближневосточного региона. По некоторым видам страхования премии выросли в 10 раз, что вынуждает компании откладывать рейсы до лучших времен. Обычно страхование морских грузовых перевозок осуществляется по двум пунктам: страхуется само судно, а также перевозимый им груз. Сейчас страховая премия за танкер стоимостью около $50 млн с семидневным заходом в порты на юге Персидского залива составляет около $25 000. Страховой платеж за перевозимую им нефть ориентировочной стоимостью $30 млн - еще около $30 000. Эксперты указывают, что оба этих показателя в два-три раза превышают ставки мирного времени. Чем ближе к театру военных действий, тем выше эти расценки. Согласно данным страховых брокеров в Лондоне, сумма страхового взноса за аналогичный танкер, обслуживающийся в портах Кувейта, может сейчас достигать уже $500 000, а страхование груза обойдется в $250 000. А ставки тарифов на страхование судов, заходящих в порты Ирака, в последние недели увеличились в 10 раз и достигли 1% от стоимости страхового договора. Об этом говорит Валентин Морозов, начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев компании "Ингосстрах", которого цитирует "Интерфакс". По его словам, обычно страховые тарифы для военных рисков колеблются от 0,01% до 0,4% стоимости договора (при семидневном заходе в порты этой зоны).

"Мы надеемся, что российские суда, если они сейчас находятся в Персидском заливе, будут выводиться из зоны военных действий. Разумные судовладельцы не оставят свои суда и экипажи в зоне очевидных военных рисков без специального страхования", - говорит Морозов. Впрочем, по мнению экспертов, рост издержек компаний из-за увеличения страховых премий пока с лихвой компенсируются высокими ценами на нефть. "[Страховые платежи выросли] не так уж и сильно, если сравнивать их с ценами на нефть", - считает гендиректор консультационной фирмы PIRA Energy Group Гари Росс. Тем не менее, если угроза судоходству в Заливе со стороны Ирака или террористов обострится, страховые премии могут многократно вырасти. Нынешние ставки страховых платежей "еще далеки от максимальных значений, которых они достигли в ходе предыдущего конфликта в Персидском заливе", уверен управляющий директор страховой брокерской компании Marsh (подразделение нью-йоркской Marsh & McLennan) Рич Магилсон. В ходе ирано-иракской войны страховые премии на грузовые перевозки выросли до 7% от стоимости перевозимого груза, напоминает эксперт. Эта ставка более чем вдесятеро превышает страховую премию, взимаемую сейчас в большинстве районов Персидского залива. Экономические последствия роста страховых премий пока еще не проявились в полной мере. Эксперты не исключают, что рост страховых премий может существенно отразиться на интенсивности грузовых перевозок в регионе, но все будет зависеть от продолжительности войны. Если война с Ираком будет недолгой, то, по их мнению, потери мировой торговли из-за роста страховых ставок в течение нескольких недель могут быть нивелированы за счет расходования складских товарных запасов. "Компании, ведущие торговлю в этом регионе, заблаговременно подготовили достаточные складские запасы", - считает представитель лондонской страховой брокерской компании Willis Group Holdings Уилл Фетерстон. (WSJ, 24. 03. 2003, Владимир Волков)