Шансы гибридов растут
Автодилеры отмечают, что ожидание начала войны и связанное с этим повышение цен на бензин ведут к росту спроса на гибридные (бензино-электрические) автомобили. Эти нетрадиционные машины поначалу не вызывали энтузиазма у покупателей, но теперь объем их продаж на американском рынке приближается к 5000 штук в месяц.
В феврале было продано 4410 гибридных автомобилей, причем рост продаж в основном приходится на Honda Civic с таким силовым агрегатом, выпущенную год назад и стоящую $21 000. Конечно, по сравнению с общим объемом продаж автомобилей в США, превышающим 16 млн штук в год, число гибридов выглядит пренебрежимо малым. Тем не менее тенденция к росту популярности гибридов налицо, особенно в условиях, когда цена бензина иногда достигает $0,45 за литр.
Японская Honda Motor пока проявляет осторожность и не спешит наращивать объемы производства своих гибридов. Представитель Honda заявил, что компания предпочитает дождаться более явных признаков устойчивого повышения спроса.
За январь продажи гибрида Civic составили 2274 штуки, в феврале они выросли на 32%. Эта модель расходует на 100 км пробега меньше 6 л бензина, обгоняя по этому показателю обычный Civic как минимум на 30%.
"Как только партия гибридов Civic поступает в магазин, они тут же распродаются, - говорит Кейт Хайтауэр, директор по продажам подразделения Honda в Вирджинии. - Тенденция наметилась уже давно, но с повышением цен на топливо она стала гораздо более заметной. Если бы у нашего отделения был предусмотрен склад, мы могли бы продавать 15 - 20 гибридных Civic в месяц, т. е. в три-четыре раза больше, чем сейчас".
Традиционные, чисто бензиновые модели, отличающиеся пониженным расходом топлива, также пользовались в последнее время хорошим спросом в США. Так, продажи автомобилей Echo производства Toyota Motor выросли по сравнению с прошлым годом на 20%. В городе Echo, стоящая $13 000, проходит на одном литре бензина около 13,9 км. Для модели Ford Focus, цена которой варьируется от $13 000 до $20 000, этот показатель составляет 9,1 км/л. Продажи Focus в феврале выросли на 14%.
По мнению дилеров, спрос на гибридные модели в ближайшем будущем будет расти еще быстрее благодаря недавно введенной налоговой льготе в размере $2000 для владельцев таких автомобилей. Под действие льготы подпадают наряду с Honda Civic модели Toyota Prius (цена $20 000) и Honda Insight (цена $21 000). В некоторых штатах предусмотрены и другие льготы.
В настоящее время гибридные модели в США продают лишь Honda и Toyota. Руководство многих автомобильных компаний пока считает это направление в отрасли "микроскопической нишей". Еще важнее тот факт, что производство гибридов обходится дороже, чем производство традиционных моделей, - для автомобилестроителей эти футуристические новинки оказываются убыточными. Тем не менее ведущие производители уже начинают готовить свои предприятия к выпуску бензино-электрических машин.
Самым активным сторонником новой технологии является Toyota Motor. В будущем году она планирует выпустить гибридные версии своих внедорожников Toyota Highlander и Lexus RX330. General Motors начнет продажи гибридного внедорожника Saturn Vue в 2005 г.
На Восточном побережье США и в Калифорнии, где бензин стоит дороже, чем в других регионах, потребители опасаются, что высокие цены продержатся долго. По словам автодилеров, это побуждает все большее число потребителей сделать первый шаг к покупке гибридного автомобиля.
Отрасль пока невысоко оценивает объем спроса на машины с экономным расходом топлива, однако рост продаж гибридов позволяет усомниться в верности таких оценок. Кроме того, следует учитывать, что правительство США сейчас все настойчивее требует от производителей повысить эффективность расхода бензина.