Siemens теряет связь
ГАННОВЕР - В конце 1990-х оборудование телефонной связи было для компании Siemens одной из основ процветания - в отличие от многих других секторов рынка телекоммуникации переживали период бума. На развитие подразделения, получившего название "Информационные и коммуникационные сети" (ICN), руководство Siemens тогда выделяло миллиарды немецких марок.
Увы, в течение последних двух лет Siemens приходилось делать шаги в прямо противоположном направлении. Бизнес ICN, прежде обеспечивавший основную часть прибыли компании, за эти годы принес убытки на сумму свыше 2 млрд евро, существенно ослабив общие показатели Siemens. Чтобы преодолеть негативные тенденции, компания назначила главой ICN Томаса Гансвиндта, бывшего руководителя транспортного подразделения. За год пребывания на новом посту Гансвиндт сократил затраты ICN на 1,8 млрд евро, а к IV кварталу он намерен урезать их еще на 1,7 млрд евро. В частности, к концу нынешнего года штаты ICN должны сократиться почти на 40%. Руководитель надеется, что эти меры позволят подразделению снова стать прибыльным.
Поставленная задача непроста - на рынке, который по-прежнему сужается, ICN противостоят такие могучие соперники, как Lucent Technologies, Nortel Networks, Alcatel и Cisco Systems. "Вопрос заключается в том, каков объем этого рынка и когда он от сокращения снова перейдет к росту", - с грустью размышляет Джеймс Штеттлер, аналитик из лондонского отделения DresdnerKleinwort Wasserstein. Основные клиенты поставщиков коммуникационных технологий - операторы сетей связи (типа корпораций Deutsche Telekom или Telecom Italia) и так называемые корпоративные заказчики. Первая категория в прошлом обеспечивала большую часть доходов сектора. Либерализация глобального рынка связи и совершенствование технологии приводили к массовому развитию новых сетей связи и модернизации существующих. Но затем доходность этих сетей стала падать, соответственно, сократились и инвестиции в них - с 2000 г. объемы инвестиций уменьшились на $60 млрд.
В этих условиях руководство подразделения Siemens ICN решило уделить более пристальное внимание расширению круга своих корпоративных заказчиков. Корпоративные решения, ориентированные на сокращение затрат, должны были компенсировать падение доходов от работы с операторами связи. Одна из технологий, на базе которых строятся эти решения, - IP-конвергенция, или интеграция голосового трафика и цифровых данных в рамках единой сети. Сегодня на корпоративных клиентов приходится примерно половина продаж ICN. В прошлом году прибыль до уплаты налогов у подразделения составила порядка $196 млн. Но в целом корпоративный сектор не оправдал ожиданий компании. Гансвиндт считает, что рынок пожинает печальные плоды предшествующего технологического бума. Новый руководитель ICN сохранил бюджет отдела исследований и разработки на уровне 10% от объема продаж, но обозначил в качестве новых приоритетных направлений бизнеса IP-конвергенцию и широкополосный доступ. Особое внимание ICN теперь уделяет развитию программного обеспечения.
"Мы должны четко понять, в чем наша компания может выделиться среди других, и здесь особенно перспективным представляется именно упор на ПО", - говорит глава ICN.
Коммуникационное подразделение Siemens считается мировым лидером в ряде категорий продуктов, но наиболее сильны позиции компании в Европе - на этот регион приходится около 60% продаж ICN. В свое время Siemens инвестировала и в свой американский бизнес, но приобретенная здесь компания Unisphere в прошлом году снова была продана. (WSJ, 18. 03. 2003, Александр Сафин)