Ниже пояса
Зазывая зрителей на новый мюзикл "Иствикские ведьмы", авторы обещают показать в своем спектакле дьявола, "который жаждет не мирового господства и разрушения, а власти секса и удовольствий". Секса на сцене действительно много, еще больше о нем говорят, но удовольствие от этого испытать очень трудно.
Битых четыре часа (московские мюзиклы неумолимо приближаются по своим размерам к операм Вагнера) со сцены непрекращающимся потоком льются шутки "про это". Большая часть из них перекочевала в мюзикл из знаменитого фильма Джорджа Миллера, хорошо знакомого каждому мало-мальски культурному россиянину и даже растасканного на цитаты. Но эффекта дежа вю у зрителя, как правило, не возникает - авторы спектакля, режиссер Януш Юзефович и музыкальный руководитель Януш Стоклоса (оба - создатели знаменитого "Метро"), как-то не ощутили разницы между экраном, который даже самому пошлому юмору придает некий налет целомудрия, и театральной сценой, где любая скабрезность, особенно произнесенная с нарочито невинной интонацией, становится плевком в зал. Разницы между двумя жанрами не прочувствовал и автор диалогов Павел Санаев, создавший некий чудовищный гибрид между ранним Петросяном, поздним Евдокимовым и канувшим в небытие "Джентльмен-шоу". В его интерпретации "Иствикские ведьмы" почти теряют связь с искомым фильмом и совсем - с первоисточником, романом Джона Апдайка, тонко описавшего нравы пуританско-провинциальной Америки. Итогом становится жуткий кич, какой еще в столице поискать надо.
Не смешной юмор ниже пояса, тем более в таком неимоверном количестве, порождает огромное число вопросов к участникам шоу, главный из которых связан с тем, для кого, собственно, оно предназначено. Даже самому несведущему в шоу-бизнесе человеку ясно, что мюзикл, как жанр коммерческий, должен иметь четкую целевую аудиторию. Так, "Норд-Ост" явно рассчитан на семейный просмотр, "42-я улица" - на ценителей стэпа и хорошего джазового вокала (таких в Москве не набралось в достаточном количестве, и мюзикл закрыли), "Нотр-Дам" - на старшеклассников, не читавших Гюго. Судя по низкопробным текстам, "Иствикские ведьмы" посвящаются совсем уж непритязательной аудитории, но для этой "прослойки" совершенно не нужны все чудеса сценографии, которыми "Ведьмы" начинены сверху донизу. Не претендуя на кукурузник в натуральную величину, Януш Юзефович отправляет своих ведьм летать по залу над головами зрителей, устраивает на сцене проливной дождь, заставляет своего главного героя Деррила Ван Хорна взмывать к колосникам вместе с роялем и вертеться вниз головой. Все это в сочетании с неплохим вокалом и ладными танцами, в постановке того же Юзефовича, могло бы произвести очень достойное впечатление. Слушая же рассуждения чаровниц о том, что "все хорошие мужики - гомики", и глядя на Дмитрия Певцова, раскачивающего своими чреслами каждые 10 минут (в другом составе этим занимается Алексей Кортнев), как-то трудно представить себе в зале бабушку с внуком, или, не дай бог, поклонника Джека Николсона. Обсмеют, изничтожат, жалобу в инстанции напишут. Ориентация на обывателя роднит московскую версию "Иствикских ведьм", пожалуй, с самыми одиозными театральными произведениями последнего сезона - "Трактирщицей" Гольдони в постановке Виктора Шамирова и "Александром Пушкиным" Виталия Безрукова. Только амбиций у авторов поменьше и денег потрачено побольше.