Благословенный Китай
Ведущие инвестиционные банки, уставшие от падения доходов по всему миру, нашли страну, где и сегодня можно зарабатывать деньги. Китай все активнее интегрируется в мировую экономику, число слияний и поглощений с участием китайских компаний растет, иностранные фирмы активно продвигаются в Поднебесную. Инвестбанки расширяют свои подразделения в Китае, надеясь заработать на росте активности в корпоративном секторе страны. Стагнация в мировой экономике, резкое сокращение сделок по слиянию и поглощению и трехлетнее падение на фондовых рынках лишили инвестиционные банки значительной части дохода. Но, даже увольняя сотни сотрудников в других странах, они расширяют свое представительство в Китае. J.P. Morgan Chase в 2002 г. увеличил штат инвестбанковского и аналитического подразделений и заплатил за лицензию на проведение банковских операций в иностранной валюте и юанях. В понедельник Чарльз Ли, ранее возглавлявший китайское подразделение Merrill Lynch, был назначен гендиректором J.P. Morgan Chase China. Приоритетным направлением его деятельности будет развитие инвестиционного бизнеса. За последние два года Deutsche Bank с нуля создал китайскую команду, которая сегодня насчитывает 20 человек, специализирующихся на предоставлении инвестиционных банковских услуг. Китай для инвестиционных банков - своеобразный луч света в темном царстве. 2002 год был отмечен следующими громкими сделками: японская Nissan Motor купила 50% акций Dongfeng Motor за $1,03 млрд, американская Citigroup приобрела 5% акций в местном банке за $72 млн, а Anheuser-Busch увеличила свою долю в пивоваренной компании Tsingtao Brewery, заплатив $182 млн. Банки не раскрывают размеров комиссионных, получаемых за консультирование сторон, однако, по словам экспертов, за сделки такого размера банки получают $1 - 10 млн.
Китайский рынок слияний и поглощений пока невелик, но число и размеры сделок быстро растут. По данным Thomson Financial, объем поглощений иностранных компаний китайскими вырос в 2002 г. до $2,5 млрд с $885 млн в 2001 г., а совокупный размер сделок, где объектом покупки выступали китайские компании, составил $15,9 млрд (в 2001 г. - $5,1 млрд). На внутреннем рынке объем сделок вырос с $12,7 млрд до $25,3 млрд. "Китай - наш самый важный рынок в Азии", - говорит Гордон Пэтерсон, руководитель отдела слияний и поглощений в Азии банка Salomon Smith Barney.
Если в конце 1990-х гг. инвестбанки зарабатывали в основном на выводе китайских компаний на западные рынки акций, то теперь они стараются заработать на реорганизации и консолидации секторов китайской экономики. Кроме того, китайские компании, привлекшие средства на международных рынках, теперь ищут объекты для поглощения за рубежом. "Сырьевые компании хотят купить предприятия по добыче ископаемых, которых не хватает в Китае, а производственные - купить иностранные брэнды и дистрибьюторов", - говорит Джонатан Чжу, руководитель гонконгского подразделения инвестбанковских услуг Morgan Stanley. Несколько лет назад Китай стал нетто-импортером нефти, и теперь ему необходимы энергетические ресурсы для обеспечения быстрого экономического роста. Три ведущие энергетические компании страны - PetroChina, Sinopec и CNOOC - располагают $4 млрд наличных средств, почти не имеют долгов и ищут партнеров в разных регионах - от России до Ближнего Востока и от Юго-Восточной Азии до Западной Африки. (WSJ, 4. 03. 2003, Михаил Оверченко)