P&G собрался в парикмахерскую


Procter & Gamble ищет новые возможности расширить свой бизнес на европейском рынке средств по уходу за волосами. Компания сделала предложения о покупке германским Wella и Beiersdorf.

Procter & Gamble (P&G), которой принадлежат линия косметики Cover Girl и средства по уходу за волосами Clairol, ведет переговоры о покупке германской компании Wella. Ориентировочная сумма сделки составляет от $5 млрд до $6 млрд, сообщают источники, знакомые с ситуацией. Это уже вторая попытка компании из Цинциннати заполучить Wella. Такое же предложение P&G сделала и другой германской компании - Beiersdorf, производящей средства по уходу за кожей Nivea. Там переговоры зашли в тупик из-за разногласий между крупными акционерами Beiersdorf - германской Allianz и семьей Tchibo. Кроме того, стороны не смогли договориться о цене.

Генеральный директор P&G Алан Лафли стремится расширить бизнес компании в области косметики и средств по уходу за кожей и волосами. По его словам, он намерен заключать новые сделки на этом рынке, а также на рынках лекарственных средств, предметов гигиены и стиральных порошков.

Основной бизнес Wella состоит в продаже парикмахерским салонам краски для волос. Продукция компании продается под названиями Wella, Sebastian и Graham Webb International. Германская компания занимает 2-е место на европейском рынке профессиональных средств по окрашиванию волос - ее доля рынка составляет 24%. По оценке аналитиков Goldman Sachs, она уступает только крупнейшему в мире производителю косметики и парфюмерии - французской L\'Oreal, на долю которой приходится 29%. Пока вопрос о продаже Wella еще не решен, и перспективы сделки представляются довольно туманными. Эта сделка вполне может оказаться твердым орешком. В октябре 2002 г. семья Штроер, которой принадлежит почти 80% акций компании, отказалась от предложения "весом" в $5,4 млрд, исходившего от германской компании Henkel. До сих пор семья вообще отрицательно относилась к идее продажи компании.

Со своей стороны, сама Wella не раз предпринимала усилия к расширению, но неизменно проигрывала более сильным соперникам. В 2001 г. компания выказала интерес к приобретению Clairol, однако в конце концов счастливым обладателем этой компании стала Procter & Gamble, купившая ее за $5 млрд. Основные покупки Wella сделала для своего парфюмерного подразделения, на долю которого приходится 25% продаж компании. Wella принадлежат такие лицензионные брэнды, как Gucci, Alfred Dunhill и Anna Sui. Среди парфюмерных продуктов P&G - брэнды Hugo Boss, Giorgio и Joy.

Купив Wella, P&G могла бы расширить свое присутствие в европейских парикмахерских салонах. Кроме того, это укрепило бы ее позиции в конкурентной борьбе с L\'Oreal, которая обладает одним существенным преимуществом - ее продукция шире представлена среди престижных брэндов, которые продаются в салонах и крупных магазинах.

Три года назад, когда Алан Лафли занял кресло генерального директора P&G, компания переживала трудный период. Предшественник Лафли, Дерк Джагер, был вынужден уйти в отставку после того, как несколько кварталов подряд компания не выходила на запланированные показатели прибыльности, а его попытка выйти на фармацевтический рынок закончилась полным фиаско. Джагер провалил сделку на сумму $100 млрд по одновременному приобретению двух компаний - American Home Products и Warner-Lambert. С приходом Лафли ситуация стала выправляться. За три года акции P&G выросли на 42%. Новому гендиректору удалось привлечь инвесторов тем, что он сосредоточил усилия на крупных брэндах, а от тех, которые не вписывались в его концепцию будущего компании, отделывался без всякого сожаления. Кроме того, инвесторов вдохновило приобретение американской Clairol. Они единодушно признали сделку успешной и уверились в том, что P&G в состоянии интегрировать в свою структуру крупные компании. Лафли намерен делать новые покупки и дальше. В декабре прошлого года он заявил, что, по его расчетам, 1% от ежегодного роста продаж компании будет обеспечен за счет новых приобретений. (WSJ, 3. 03. 2003, Екатерина Кудашкина)