ИРАК: Россия ставит на интересы своей экономики
Хотя на прошлой неделе Россия и напомнила США, что она может использовать свое право вето при голосовании в Совете Безопасности по поводу военной операции в Ираке, Москва занимает более сговорчивую позицию, чем Париж. Это может показаться удивительным, если вспомнить, как Россия поддерживала Багдад и как в 1999 г. сопротивлялась планам ООН и НАТО осуществить военную интервенцию в Сербии.
Впрочем, объясняется это просто. В то время как отношения России и Сербии характеризуются давним чувством этнической, религиозной и культурной близости, а также определяются геополитическими интересами России на Балканах, российская позиция в отношении Ирака - сугубо прагматическая. А точнее - у России в Ираке экономические интересы. Англо-американская коалиция может заручиться поддержкой России, признав эти интересы легитимными и дав понять, что они будут учтены после смещения диктатуры партии БААС.
Первая и, пожалуй, наиболее легко разрешимая проблема - иракский долг России в размере $8 млрд. Излишне говорить, что Москва хочет вернуть эти деньги, однако вопрос о возвращении долга не стоит, пока действует режим санкций ООН. Есть, впрочем, и еще один путь: англо-американская коалиция могла бы признать внешние долги Ирака и гарантировать их выплаты правительством, которое придет на смену режиму Саддама.
Вторая проблема, которая стоит перед российским правительством, - интересы российского бизнеса. Поскольку инфраструктура в Ираке создавалась в основном Россией, вполне естественно ожидать от российских компаний желания участвовать в ее обновлении и реконструкции. Еще важнее для российского бизнеса нефть. С конца 1990-х гг. российские компании подписали с иракским государством десятки контрактов, которые могут приносить по $600 млн прибыли в год. Однако эти контракты заморожены из-за режима санкций. Если иракская экономика вновь станет открытой - с Хусейном или без, - Москве это будет выгодно при условии, что Ирак уважает свои обязательства по отношению к российским компаниям. Это именно то, что нынешний режим не делал в последнее время.
Последняя проблема самая сложная. Поступления в российский бюджет сильно зависят от экспорта нефти. Сейчас, когда цены на нефть держатся в районе $32 за баррель, страна переживает период экономического роста. Однако если открытие доступа к запасам иракской нефти повлечет за собой резкое падение цен на нефть, России будет нелегко выполнить свои бюджетные обязательства в сферах образования, здравоохранения, обороны и пенсионного обеспечения, а также обязательства по обслуживанию внешнего долга. Последний раз, когда в период с января по август 1998 г. цены на нефть устойчиво держались на низких значениях (в среднем по $15,3 за баррель), в России наступил финансовый кризис.
Запад, конечно же, не может гарантировать цены на нефть. Вместе с тем западные лидеры должны признать остроту этой проблемы для России и найти реалистичные способы развеять опасения Москвы по поводу внезапного и значительного падения цен на нефть.
Если американцы и британцы смогут убедить Москву, что новый иракский режим не нанесет ущерба российским экономическим интересам, им будет легче заручиться согласием России. В любом случае это было бы намного лучше, чем пытаться "купить" Кремль, предоставляя ему "карт-бланш" в отношении Чечни. Подобная сделка усугубила бы ситуацию в регионе и привела бы к усилению и без того настораживающих авторитарных тенденций в нынешнем российском руководстве.
Смена режима в Ираке представляется сейчас неизбежной. Немногие будут испытывать сожаление, наблюдая, как наступает конец одному из самых жестоких тоталитарных режимов в истории. Однако следует быть осторожным, создавая новые политические структуры в Ираке. Если учесть, что первоочередными приоритетами Запада в отношении стран Персидского залива являются стабильность и предсказуемость, Ираку после свержения Саддама меньше всего будет нужна марионеточная администрация, назначенная по указке Вашингтона. Режим, который не сумеет заручиться уважением многочисленных групп разнородного иракского общества, может оказаться катастрофически нестабильным.
К сожалению, из-за тиранической природы режима Хусейна внутри Ирака нет политических диссидентов, которых можно было бы рассматривать в качестве потенциальных лидеров. Единственный реалистичный вариант - искать опору среди наиболее умеренных представителей нынешнего режима, каким бы сомнительным ни представлялся этот ход с точки зрения морали.
Если верить слухам из коридоров московской дипломатии, уступки со стороны России вполне возможны. Если Вашингтон сумеет убедить Кремль, что Россия получит назад долги, а условия контрактов будут соблюдаться стабильным иракским правительством после свержения Хусейна, Россия вряд ли встанет на пути США. (FT, 24. 02. 2003, перевела Екатерина Кудашкина).
Авторы - лидер российской либеральной партии СПС и представитель партии в Лондоне