Террористическая угроза


Инвестиционно-финансовое сообщество Нью-Йорка думает сегодня не столько об акциях, сколько о терактах. Страх перед возможным повторением трагических событий 11 сентября 2001 г. никогда не покидал финансовую столицу США, но перед лицом войны в Ираке он окончательно завладел умами трейдеров, брокеров, банкиров и инвесторов. На Уолл-стрит осознают, что людям, которых больше беспокоит собственная безопасность, не хватит уверенности, чтобы поднять рынок, падающий уже четвертый год подряд.

Вернувшись на прошлой неделе из декретного отпуска, трейдер на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) Линда Джей обнаружила на входе в торговый зал охранников с винтовками. Коллеги Теренса Маклолина, президента нью-йоркской фирмы по управлению активами Lighthouse Growth Advisors, просят разрешить им иногда работать дома, не приезжая на Манхэттен. А трейдер по акциям в брокерской компании Bear Stearns Майкл Дрисколл постоянно думает о том, сможет ли он выжить, если в здании, где он работает, произойдет теракт и ему придется прыгать из окна пятого этажа. "Мысль о том, что ты превратился в мишень, не отпускает никого. Это ужасно", - говорит Линда Джей. Каждый раз, когда появляется сообщение о заложенной где-то бомбе, "биржевой зал практически затихает".

Короткое ралли на фондовом рынке в начале года уже в середине января сменилось падением. С 14 января индекс Dow Jones упал более чем на 10%. По мнению аналитиков, если бы не угроза войны в Ираке и новых терактов, рынок, возможно, продолжал бы расти. Активность трейдеров упала. Инвесторы, особенно работающие в Нью-Йорке, говорят, что сегодня сложно работать с акциями; порой они вообще не могут о них думать. С 7 февраля, когда правительство повысило уровень готовности из-за возросшей угрозы терактов, дневной оборот на NYSE упал более чем на 8% - до 1,31 млрд акций с 1,43 млрд в январе. Снизился оборот и на NASDAQ Stock Market.

Полтора года назад сотрудники офиса Merrill Lynch, расположенного во Всемирном финансовом центре, наблюдали, как по другую сторону дороги горели и рушились башни Всемирного торгового центра, а люди выпрыгивали из окон верхних этажей. На прошлой неделе работу трейдеров Merrill Lynch то и дело прерывали звонки родных, услышавших в новостях о взрыве на Манхэттене. "Мы стараемся не поддаваться панике, но, когда на прошлой недели мы услышали сообщение о взрыве на 81-й улице, рынок взял и упал", - вспоминает Эдвард Макмэйхон, руководитель фондового отдела Merrill Lynch. Сообщение о взрыве оказалось ложным.

Конечно, ситуацию на рынке определяют не только нью-йоркские трейдеры и инвесторы, и думают они не только о терактах. 14 февраля, в день всех влюбленных, DJ вырос на 158,9 пункта; однако этот скачок позволил индексу вернуться лишь на уровень, который он впервые пересек около пяти лет назад, - 7908,8 пункта. Фотографии в газетах, запечатлевшие зенитные орудия перед мемориалом Джорджа Вашингтона, заставляют людей поеживаться от страха, говорит Дрисколл из Bear Stearns.

Маклолин из Lighthouse Growth говорит, что рынок лишился "мирных дивидендов". В 1990-е гг. люди готовы были покупать акции по все более высоким ценам в том числе и потому, что в мире царили стабильность и спокойствие, капитализм завоевывал все новые страны, а мировые рынки были свободны и открыты. Сегодня ситуация изменилась. "Инвесторы больше ориентируются на краткосрочную перспективу. Если акции растут, многие тут же продают их, фиксируя прибыль. Сегодня очень мало акций, в которые можно вложить деньги, закрыть глаза и сказать: все будет отлично", - печально резюмирует Маклолин. (WSJ, 18. 02. 2003, Михаил Оверченко)