Daewoo возрождается


Согласившись около года назад купить активы обанкротившейся Daewoo Motors, американский автогигант General Motors едва ли рассчитывал на быстрый возврат инвестиций. Тем не менее уже сейчас у GM есть все основания для оптимизма. Убытки Daewoo быстро сокращаются, а компания уже вынашивает планы экспансии на крупнейшие мировые автомобильные рынки. После более чем трехлетних переговоров южнокорейское СП GM Daewoo Auto & Technology было окончательно сформировано в октябре 2002 г. В его состав вошли некоторые бывшие активы Daewoo - два автосборочных предприятия в Южной Корее, завод во Вьетнаме и дилерская сеть в Европе. За 42% -ную долю в новой компании GM заплатила $251 млн. Оставшиеся акции были распределены между корейскими кредиторами Daewoo и китайским партнером GM - Shanghai Automotive. По мнению экспертов, акции Daewoo достались GM дешево, потому что большинство потенциальных инвесторов не верили в возможность быстрого возрождения корейского производителя. После банкротства материнской Daewoo Group в 1998 г. доля Daewoo на автомобильном рынке Кореи сократилась с 30% до 9% к концу 2002 г. Из-за затянувшихся споров с трудовым коллективом в конце прошлого года производство на заводах Daewoo упало почти на 50%. А после того, как из-за неплатежей основные поставщики комплектующих прекратили отгрузку Daewoo, автосборочные предприятия компании остановились. Взявшись за Daewoo, концерн GM прежде всего уладил проблемы с поставщиками компонентов. С этой целью GM разработала специальную программу "Покупай в Корее", в рамках которой на предприятиях - подрядчиках Daewoo были размещены заказы на сумму около $200 млн. Программа задумывалась в первую очередь для поддержки южнокорейских поставщиков. Но попутно GM обнаружила, что производство запчастей в Корее обходится в среднем на 10% дешевле, чем в большинстве других стран мира. Поэтому, по словам гендиректора СП Ника Рейлли, руководство GM решило развернуть в Корее масштабное производство запчастей и для тех машин американского концерна, которые собираются и в других странах мира.

Главная ставка была сделана на обновление модельного ряда Daewoo. Для того чтобы остановить падение продаж, GM Daewoo разработала несколько новых версий существовавших моделей Daewoo, а также поставила на конвейер новинку - компактный автомобиль Daewoo Lancetti. Компании все еще не удалось вернуться к рентабельности, но положительная динамика налицо. Если в октябре 2002 г. предприятия GM Daewoo произвели 21 998 машин (на 32,6% меньше аналогичного периода 2001 г.), то в декабре производство почти вышло на прошлогодний уровень. Руководство GM Daewoo уверено, что благодаря новым моделям доля корейского рынка, контролируемого компанией, до конца года вырастет с 9% до 13%. Более того, GM Daewoo уже вынашивает амбициозные планы по экспансии на рынки Европы, Азии и США, где намерена потеснить своих главных конкурентов - корейские Hyundai Motor и Kia Motors. В среду компания объявила, что со второго полугодия 2003 г. GM Daewoo начнет продажи трех своих моделей в США, две из которых будут продаваться под брэндом Suzuki (GM владеет 20% Suzuki Motor), а одна - Chevrolet. По словам гендиректора GM Ричарда Вагонера, машины Daewoo будут продаваться через мировую дилерскую сеть GM. (WSJ, 13. 02. 2003, Владимир Волков)