Извольте бриться
Сотрудникам трейдинговых и аналитических отделов банка J.P. Morgan Chase, привыкшим в последние годы ходить на работу в майках и мешковатых штанах, придется вспомнить о деловом стиле в одежде и более тщательно заботиться о своем внешнем виде.
В трехстраничной служебной записке Дэвид Хичкок, отвечающий в банке за подготовку сотрудников, общающихся с клиентами, упрекнул их за неспособность "все время поддерживать профессиональный внешний вид" и потребовал облагородить его. "Приходится констатировать, что либерализация дресс-кода в некоторых случаях повлекла за собой его полное исчезновение. Чисто выбритое лицо, начищенные ботинки и привлекательный внешний вид позволяют вам выглядеть более профессионально. Утюг, заметьте, можно купить в любом нормальном магазине бытовой техники. Постарайтесь одеваться прилежнее", - говорится в записке.
Указания Хичкока касаются не только внешнего вида, но и поведения сотрудников на встречах с клиентами: он запретил им играть в электронные игры и пользоваться портативным компьютером, обязав "делать все записи ручкой".
Подобные рекомендации свидетельствуют об изменении отношений между банкирами с Уолл-стрит и лондонского Сити и их клиентами. В 1990-е гг. дресс-код для банковских работников стал более неофициальным, на смену строгому деловому стилю пришел более свободный. В значительной степени это объяснялось наплывом клиентов нового типа - создателей многочисленных технологических и интернет-компаний, которые предпочитали неофициальный стиль и в общении, и в одежде. Банкиры стремились им соответствовать. Но, когда прошла интернет-эйфория, сдулся пузырь и лопнули многие компании "новой экономики", в банки вернулись более консервативные клиенты.
Здесь пригодился опыт такого человека, как Хичкок. "В прошлом капитан вооруженных сил, он обладает высокими стандартами профессионализма, дисциплины и острым умом", - говорит о нем один из коллег. Хичкок пытается сделать так, чтобы сотрудники банка не раздражали клиентов не только своим внешним видом, но и поведением. "Плохо организованная встреча может надолго осложнить отношения с корпоративным клиентом. Я хочу, чтобы вы принимали этих людей как гостей в своем доме", - говорится в его записке. В другом пассаже Хичкок дает совет, как вести себя с клиентами в банковской столовой: "Необходимо понимать, что из-за культурологических различий некоторые (например, сингапурцы) не любят, когда человек тянется через весь стол за круассаном". (FT, 11. 02. 2003, Михаил Оверченко).
ДЕЛОВОЙ DEUTSCHE BANK: В августе прошлого года руководство Deutsche Bank запретило сотрудникам трейдинговых отделов во всех подразделениях банка являться на работу не в деловом костюме. "Мы чувствуем, что за последние полтора года в отношении наших клиентов к внешнему виду сотрудников произошли значительные изменения", - говорилось в обращении руководства. Впрочем, Deutsche Bank оставил некоторое послабление. Бизнес-костюм стал обязательной формой одежды с понедельника по четверг, а в пятницу разрешен "непринужденный деловой" стиль.