Спасительная инъекция в Sony Ericsson
СТОКГОЛЬМ - ТОКИО - Компании Telefon AB L.M. Ericsson и Sony договорились инвестировать к марту 300 млн евро ($324,7 млн) в совместное предприятие Sony Ericsson Mobile Communications. Это еще одна попытка вдохнуть жизнь в компанию, которая за год с лишним не только не вышла на уровень прибыльности, но и потеряла почти половину доли рынка.
Sony Ericsson была создана в октябре 2001 г. путем объединения подразделений Ericsson и Sony по производству сотовых телефонов. К тому моменту совокупная доля обеих компаний составляла 9% мирового рынка мобильной связи. Несмотря на то что трубки T68 с цветным экраном, которые Sony Ericsson запустила в продажу в прошлом году, пользовались хорошим спросом, доля рынка СП сократилась до 5%. Не последнюю роль тут сыграли задержки с поставками. В конце прошлого года Ericsson заявила, что Sony Ericsson должна в 2003 г. отбить у конкурентов 10% -ную долю рынка. Впоследствии прозвучало уточнение, что прибыльности компания может достичь и при доле 7%.
В IV квартале прошлого года СП понесло убытки в размере 69 млн евро при объеме продаж 1,24 млрд евро. В результате общий убыток за весь период существования компании составил 410,83 млн евро ($444,6 млн). Некоторые аналитики предсказывают, что, если нынешние усилия не увенчаются успехом, Ericsson со временем выйдет из партнерства, которое тянет назад всю компанию, мешая ей вернуться на уровень безубыточности. Финансовое положение Sony гораздо лучше: в III финансовом квартале японский конгломерат получил прибыль $1,06 млрд - почти вдвое больше, чем в соответствующий период предыдущего года.
Бен Вуд, сотрудник лондонской исследовательской фирмы Gartner Dataquest, считает этот год решающим для Ericsson в плане сотрудничества с Sony. По его мнению, изначальная логичность и оправданность их партнерства в принципе не вызывают сомнений: Ericsson обеспечивает технологические ноу-хау, Sony - маркетинговые ресурсы. "Не могу понять, почему им до сих пор не удается организовать поставки", - говорит Вуд. Заветные 10% аналитик считает в самом деле решающей цифрой: именно такая доля рынка позволила бы компаниям наконец воспользоваться своей возможностью экономить на масштабах, которую им дает СП.
Планы новых инвестиций делались еще в конце прошлого года, сообщили представители Ericsson. Инвестиционные расходы Ericsson и Sony разделят поровну - по 150 млн евро. Нынешнее соглашение стало свидетельством того, что обе стороны сохраняют заинтересованность в партнерстве и верят в его успех. "Я считаю, что Sony Ericsson - единственная компания, способная составить конкуренцию Nokia", - заявил Кунитаке Андо, президент Sony.
Впрочем, Питер Ричардсон, аналитик из SoundView Technology Group, сомневается в том, что партнерство на прежних условиях сохраняет актуальность для той и другой компании. Поскольку Ericsson с некоторых пор предоставляет доступ к своим технологиям на лицензионной основе всем желающим, у Sony отпадает потребность держаться за совместное предприятие, связывающее Ericsson и Sony отношениями собственности. В свою очередь, Ericsson тоже было бы выгоднее выйти из СП, из-за которого она теряет деньги. (WSJ, FT, 29 - 30. 01. 2003, Наталия Кун)