Со щитом или на щите?
Считая войну с Ираком неизбежной, эксперты пытаются заглянуть в будущее и ответить на, пожалуй, главный для инвесторов вопрос: что будет с американским фондовым рынком после победы, в которой также мало кто сомневается. Большинство прогнозов неутешительны: если акции подорожают, то ненадолго.
Бегом от американских акций.
Страх инвесторов перед войной привел к тому, что от 6% -ного роста индекса Dow Jones за первые две недели нового года в считанные дни не осталось ничего: в понедельник он упал ниже уровня 8000 пунктов - впервые с октября прошлого года. Ситуацию усугубил медленный выход экономики США из стагнации. Инвесторы продают акции американских компаний.
Из-за сохраняющейся неопределенности компания Waddell & Reed, управляющая паевыми фондами, по словам директора по инвестициям Генри Херрманна, сейчас держит около 10% активов в наличных - вдвое больше обычного. Дэвид Бриггс, руководитель фондового отдела управляющей компании Federated Investors, говорит, что фонды акций компании обязаны инвестировать в акции все средства, но, несмотря на это, 6% средств размещены в наличных. По его словам, европейские инвесторы уменьшают долю американских акций в портфелях. Происходит это, по мнению Бриггса, не только потому, что они боятся войны в Ираке, но и из-за напряженности в отношениях между США и европейскими странами, а также резкого падения курса доллара к евро, удешевляющего американские активы. "Вся эта ситуация с Ираком ухудшила отношение остального мира к США, - говорит Бриггс. - Сначала они [иностранные инвесторы] не хотели покупать американские активы, теперь они их продают".
Кому война - кому мать родна.
Это может показаться странным, но обычно военные действия помогают фондовому рынку восстановиться после падения.
Именно так развивалась ситуация после нападения японских войск на Перл-Харбор, с которым порой сравнивают теракты 11 сентября 2001 г. Акции дешевели с начала Второй мировой войны, а после атаки на Перл-Харбор в декабре 1941 г. фондовый рынок и вовсе рухнул. Но уже к середине следующего года он снова начал расти. После переломного для войны в Тихом океане сражения у атолла Мидуэй в июне 1942 г. боязнь японского вторжения сменилась предвкушением победы. В период между битвой у Мидуэя и окончанием войны в 1945 г. индекс Dow Jones вырос вдвое.
Схожим образом развивались события после терактов 11 сентября. Тогда рынок тоже обвалился, но затем цены акций пошли вверх, и их рост ускорился после нанесения первых ударов по Афганистану, где скрывались предполагаемые организаторы терактов в США. Однако свержения режима талибов оказалось недостаточно, чтобы обеспечить рынку устойчивый рост. На его пути встали корпоративные и бухгалтерские скандалы, банкротства таких гигантов, как Enron и WorldCom, анемичный рост экономики.
Бой "быков".
Однако аналитик исследовательской компании Ned Davis Research Тим Хейес напоминает, что далеко не все войны положительно влияли на динамику фондовых рынков. По его мнению, война во Вьетнаме положила в 1966 г. конец длительному "бычьему" фондовому рынку, начавшемуся еще в 1942 г. Рынки надолго - вплоть до 1982 г. - попали под влияние "медведей". Этому способствовали такие факторы, как рост цен на нефть, высокая инфляция и т. п. "Непосредственное воздействие войны на фондовые рынки не так важно, как ее влияние на финансовые и экономические условия", - говорится в недавнем обзоре Хейеса.
Говоря о военных кризисах прошлого, аналитик исследовательской компании MarketHistory.com Гиббонс Берк отмечает, что по прошествии года после таких событий, как атака на Перл-Харбор или начало войны в Корее в июне 1950 г., акции поднимались в цене на 13%. По прошествии полутора лет акции стоили уже на 30% дороже. Но с 11 сентября 2001 г. прошло более 15 месяцев, а фондовый рынок по-прежнему переживает спад. "К историческим аналогиям следует относиться очень осторожно, трезво и сдержанно", - делает вывод Берк.
На распутье.
Станет ли победа над Ираком вторым Мидуэем? Бриггс, как и многие другие инвесторы, полагает, что в случае успешного вторжения американских войск в Ирак или свержения Саддама Хусейна акции поначалу значительно поднимутся в цене.
Но аналитики не очень-то в это верят. Прежде всего, свержение режима Хусейна не означает избавления от терроризма или ослабления международной враждебности по отношению к США. "Даже если вы победите Саддама, победите ли вы терроризм? - задается вопросом Херрманн. - Терроризм довлеет над рынком". "Не исключено, что [вторжение в Ирак] только взбаламутит Ближний Восток и ухудшит общую ситуацию, - соглашается Хейес, специально исследовавший воздействие прошлых международных кризисов на курсы акций. - Тогда нынешний кризис уместнее было бы сравнивать с Вьетнамом, а не со Второй мировой войной".
"Одним Ираком проблема не исчерпывается, - говорит Алан Экерман, аналитик нью-йоркской брокерской компании Fahnstock. - Боязнь терактов внутри страны и за рубежом существенно влияет на наш образ жизни и рост нашей экономики. Руководители компаний не хотят вкладывать деньги в бизнес, пока перспективы хотя бы немного не прояснятся". "Да, в случае молниеносной победы над Саддамом акции поначалу подорожают, - говорит Херрманн. - Но очень сомневаюсь, что это обеспечит долговременное решение нынешних проблем".
Многие инвесторы опасаются, что даже в случае быстрой и успешной войны Ирак успеет уничтожить свои нефтедобывающие мощности или лишит США возможности пользоваться ими. В результате цены на нефть могут еще больше вырасти, что не пойдет на пользу американской экономике. Пугает инвесторов и угроза политической нестабильности в дружественных арабских государствах. (WSJ, 27. 01. 2003, Михаил Оверченко)