Крестовый поход индустрии звукозаписи
КАННЫ - Звукозаписывающие компании, потерявшие в 2002 г. более $5 млрд из-за деятельности аудиопиратов, намерены активизировать борьбу с незаконным распространением аудиопродукции на компакт-дисках и в Интернете.
В воскресенье в Каннах состоялась отраслевая конференция Midem с участием ведущих звукозаписывающих компаний и ассоциаций, посвященная проблеме борьбы с цифровым пиратством. По оценкам участников конференции, ущерб, наносимый отрасли пиратами, вырос в прошлом году на 20%, а продажи обладателей авторских прав на музыкальную продукцию упали на 10%. В результате объем данного рынка сократился до $30 млрд - это самый низкий уровень за десятилетие. По мнению представителей Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), основная вина за снижение продаж в США лежит именно на пиратах.
Лидеры отрасли, корпорации Universal Music Group, Sony, EMI, Warner Music и BMG, а также тысячи независимых музыкальных компаний планируют бороться с незаконным копированием, используя новую лицензионную политику в отношении онлайновых служб и более жесткие меры в отношении распространителей контрафактных компакт-дисков.
Необходимость подобного ужесточения вызвана, как утверждается, тревожным положением таких компаний, как EMI и Universal. Аналитики даже не исключают, что EMI будет поглощена другим грандом звукозаписи - BMG или Warner Music.
"Будущее окажется безрадостным, если мы не сумеем поднять продажи и обуздать пиратство, - заявила на конференции Midem Хилари Роузен, председатель RIAA. - Необходимо также, чтобы правительства играли в этой борьбе более заметную роль. До сих пор объем ресурсов, выделяемых для этих целей на правительственном уровне, был ничтожно мал".
Между тем среди артистов, чьи произведения становятся объектом незаконного копирования, нет единого мнения по данному вопросу. Так, британский поп-певец Робби Уильямс, занимающий сейчас высшие строчки в европейских хит-парадах, не разделяет мнения руководителей звукозаписывающих компаний. "Я считаю пиратство чудесным явлением, - говорит Уильямс. - Правда, компания EMI, с которой я сотрудничаю, будет очень недовольна этим моим высказыванием. Прежде чем заключить контракт с EMI, я беседовал с представителями многих других компаний, и все они настроены очень воинственно". "Робби явно не прав в этом вопросе", - считает Джей Берман, председатель ассоциации IFPI, объединяющей около 1500 студий звукозаписи за пределами США. В прошлом году по инициативе IFPI было закрыто 55 незаконных предприятий по производству пиратских компакт-дисков и конфисковано порядка 34 млн таких дисков.
Помимо административных мер индустрия применяет и технологические. На прошлой неделе RIAA заключила с ведущими участниками компьютерного рынка соглашение о совместном внедрении технологий, защищающих лицензионные записи от копирования. Развитием таких технологий занимаются компании Microsoft, Dell, Hewlett-Packard и др. В частности, Microsoft сейчас совместно с Universal и EMI испытывает программные средства защиты записей от незаконного распространения. Ранее музыкальные студии уже пытались внедрить технологии защиты компакт-дисков, но эти технологии вызывали серьезное недовольство у пользователей. В частности, технология компании SunnComm позволяет защищать аудиодиски (стандарт "красная книга") от копирования на персональном компьютере, но позволяет беспрепятственно воспроизводить их на плейерах.
Новая программа Microsoft, как было объявлено на конференции Midem, обеспечивает большую гибкость, позволяя варьировать степень защищенности диска. С ее помощью на диске можно наряду с традиционной звуковой дорожкой поместить т. н. "вторую сессию" - записи, которые можно скопировать на жесткий диск, но, к примеру, нельзя полноценно перенести на компакт-диск или передать через Интернет. Копирование таких записей приведет к потере качества звучания. "Вторая сессия" будет записываться в формате Microsoft Windows Media 9. (FT, WSJ, 20. 01. 2003, Александр Сафин)