Человек, который поведет McDonaldХs в прошлое
ОУК-БРУК - Двойной чизбургер от McDonaldХs - любимый вид сандвичей Джима Канталупо. Ничего удивительного в этом нет - он работает в McDonaldХs уже 28 лет, а с начала этого года занимает пост генерального директора и председателя совета директоров корпорации.
Впрочем, говоря о достоинствах фирменных продуктов, Канталупо подчеркивает, что самые вкусные чизбургеры продаются в заведениях McDonaldХs за пределами США. Причина, по мнению нового главы корпорации, заключается в том, что зарубежные рестораны McDonaldХs продолжают пользоваться старой технологией изготовления бургеров. Более современные кулинарные методы, взятые на вооружение американским подразделением корпорации, привели, как считает Канталупо, к ухудшению качества пищи.
Это не единственная проблема, которую приходится сейчас решать руководству McDonaldХs. Как ожидается, IV квартал 2002 года, результаты которого будут опубликованы в ближайшие дни, станет первым убыточным кварталом в 48-летней истории корпорации.
Одним из средств для улучшения ситуации на нынешнем этапе должно стать возвращение к старым нормам ведения бизнеса. Эти нормы, по словам Канталупо, были "золотым стандартом", приведшим McDonaldХs к процветанию. В США корпорация отступила от старых норм в начале 1990-х, когда для ускорения обработки заказов стала применять микроволновые печи. Позже, как считает новый руководитель, американское подразделение McDonaldХs допустило еще одну ошибку, модернизировав процесс изготовления пищи с помощью новейших кухонь "Сделано для вас", позволяющих индивидуализировать заказы потребителей. Все эти изменения лишили продукцию McDonaldХs ее традиционной оригинальности, что вызвало снижение потребительского спроса.
Возврат к старым стандартам подразумевает прежде всего акцент на качестве производства. Кухни "Сделано для вас" останутся в арсенале McDonaldХs, но хронометраж различных операций будет изменен, с тем чтобы бургеры получались более сочными, а булочки - более поджаристыми.
Разумеется, одних лишь разговоров об улучшении качества меню недостаточно, чтобы удовлетворить инвесторов McDonaldХs и аналитиков, считающих, что главная проблема корпорации состоит в том, что она переросла оптимальный для нее масштаб.
Кроме того, можно вспомнить, что предшественник Канталупо на посту генерального директора McDonaldХs, Джек Гринберг, также уделял ассортиментной политике и качеству пищи немалое внимание. Так, в один из сезонов он ввел в меню целых 40 новых позиций, однако по большей части эти нововведения оказались неудачными.
Гринберг продержался во главе McDonaldХs меньше, чем какой-либо другой гендиректор корпорации, - всего четыре года. За этот период темпы роста у американского подразделения McDonaldХs сократились, а в Европе бизнес корпорации существенно пострадал в результате эпидемии коровьего бешенства. К концу декабря, когда 60-летний Гринберг покинул свой пост, цена акции McDonaldХs находилась на самом низком уровне за последние семь лет.
Хотя в 1998 г. главой корпорации был назначен Гринберг, уже тогда многие считали Канталупо наиболее подходящей кандидатурой на эту должность. Карьера Канталупо в McDonaldХs началась в 1974 г. с должности контролера. До этого он восемь лет проработал в компании Arthur Young & Company. Уже в 1975 г. Канталупо становится вице-президентом McDonaldХs, а еще через шесть лет - старшим вице-президентом. Несколько лет он работает управляющим по региону Чикаго, а затем и по всему Северо-Востоку США. В 1987 г. его назначают президентом McDonaldХs International.
С 1991 г. и до недавнего времени Канталупо совмещал должности президента и генерального директора этого подразделения. Параллельно он являлся членом советов директоров компаний Sears, Roebuck and Co., Rohm and Haas Company, Illinois Tool Works и International Flavors & Fragrances, а также ряда общественных организаций и бизнес-ассоциаций.
В конце 2002 г. 59-летний Канталупо принял решение уйти в отставку с поста генерального директора McDonaldХs International, сохранив при этом место в совете директоров корпорации. Ему не раз предлагали высшие посты в руководстве различных компаний, но все эти предложения он отверг.
Однако, когда речь зашла о том, чтобы возглавить его "родную" компанию, Канталупо переменил свое решение. По словам ветерана, это объясняется его любовью к McDonaldХs, долголетней связью с корпорацией, а также уверенностью в том, что ему будет по силам задача, с которой не справился Гринберг. "Былая слава McDonaldХs обязательно возродится", - утверждает Канталупо.
Беседуя с журналистами в штаб-квартире McDonaldХs, новый глава корпорации дал им понять, что грядущие изменения не ограничатся возвращением к старым корпоративным традициям. В частности, перемены могут коснуться отношений McDonaldХs с обладателями авторских прав на всевозможную популярную атрибутику.
В 1996 г. корпорация заключила с компанией Walt Disney соглашение сроком на 10 лет, которое позволяло McDonaldХs использовать всего один из брэндов голливудской киноимперии. Благодаря этому контракту McDonaldХs удалось обеспечить достаточно высокую популярность детским наборам с игрушками "Хэппи мил".
Канталупо планирует развить достигнутый успех, отказавшись от эксклюзивной схемы договора с Walt Disney. Представители Walt Disney заявляют, что эта компания очень ценит свои отношения с McDonaldХs и рассчитывает строить их дальше, ориентируясь на увеличение выгоды для обеих сторон. Однако, как сообщили информированные источники, пока кинокомпания не получала от McDonaldХs никаких предложений относительно пересмотра сложившихся отношений.
В последнее время в США участились судебные иски против McDonaldХs и других ресторанов быстрого питания - потребители обвиняют владельцев ресторанов в торговле пищей, приводящей к ожирению. Отвечая на вопрос об исках такого рода, Канталупо заявил, что они его не слишком волнуют. "Это не должно быть нашей проблемой, - утверждает глава McDonaldХs. - В наших ресторанах всегда можно получить пищу, отлично сбалансированную с точки зрения диетических норм".
Говоря о перспективах McDonaldХs, Канталупо сообщил, что реорганизация бизнеса корпорации может занять год-полтора. В отличие от своего предшественника, фокусировавшего усилия на расширении торговой сети, Канталупо намерен добиваться увеличения продаж в существующих предприятиях корпорации, число которых сейчас составляет около 30 000. В свое время по инициативе Гринберга McDonaldХs приобрела ряд компаний, включая Boston Market и Chipotle Mexican Grill. Канталупо считает, что эффективность подобных шагов невелика и что его задача - без новых приобретений повысить продажи на 2%.
Свой менеджерский талант Канталупо проявил, построив весьма прибыльную и динамичную международную сеть ресторанов McDonaldХs - сегодня на зарубежные предприятия приходится половина всех продаж корпорации. В заслугу Канталупо также ставят то, что именно он открыл Чарли Белла, перспективного менеджера из Австралии, и добился его продвижения по службе. Под руководством Белла австралийское подразделение McDonaldХs стало корпоративным образцом, а затем Белл обеспечил заметное оживление и европейского бизнеса корпорации.
Одним из первых шагов Канталупо в этом году стало назначение Белла на должности президента и директора по производству McDonaldХs. Многие считают 42-летнего австралийца наиболее вероятным преемником Канталупо на высшем посту. Сам глава McDonaldХs не стал уточнять, в течение какого времени он собирается оставаться у руля корпорации.
Возвращаясь к теме нынешних трудностей McDonaldХs, Канталупо утверждает, что эти трудности зачастую преувеличивают. "К нам слишком придираются, - говорит он. - Дело в том, что мы лидеры рынка, а это положение всегда связано с определенными издержками". (WSJ, 20. 01. 2003, Александр Сафин)