Boeing открыла авиапассажирам Интернет


Самолет B747, вылетевший в среду из Франкфурта в Вашингтон рейсом 418 компании Lufthansa, стал первым в истории коммерческим авиалайнером, пассажиры которого могут работать с электронной почтой и Интернетом, пролетая над океаном.

Совместный тестовый проект компаний Boeing и Lufthansa предусматривает оснащение самолета B747 средствами широкополосной спутниковой связи. Сейчас онлайновая служба, получившая название Boeing Connexion, проходит трехмесячное испытание - организаторам проекта предстоит выяснить, сможет ли предлагаемый канал обслужить одновременный доступ к Интернету множества пассажиров лайнера.

В середине февраля аналогичные испытания начнутся на другом B747, принадлежащем авиакомпании British Airways и совершающем рейсы между Лондоном и Нью-Йорком.

Boeing пока еще не оговорила с авиакомпаниями цены на новый вид услуг. По словам представителей авиакосмической корпорации, проведенные ею исследования показали, что пассажиры готовы платить по $25 - 35 за пользование Интернетом во время полета, длящегося около семи часов. "Приемлемый уровень цен можно будет определить по окончании испытательного периода", - говорит Скотт Карсон, президент подразделения Boeing Connexion.

Пассажирам Lufthansa услуга пока предлагается бесплатно - компания даже обеспечивает желающих портативными компьютерами для работы. Главная цель испытаний - проверить надежность работы системы в многопользовательском режиме. Между тем British Airways планирует брать с пассажиров за аналогичную услугу порядка $35. Обе европейские авиакомпании объявили, что начиная с 2004 г. их самолеты, осуществляющие международные рейсы, будут оснащаться средствами Boeing Connexion. Пассажиру для доступа к электронной почте и Интернету будет достаточно подключить свой ноутбук к разъему, установленному на кресле, или же задействовать беспроводную связь - на самолетах будут функционировать серверы беспроводных сетей. По словам представителей Boeing, все необходимые процедуры просты и понятны любому рядовому пользователю. На случай, если какие-либо затруднения все же возникнут, на борту поначалу планируется присутствие технического специалиста-консультанта.

Проверка новой системы уже проводилась на испытательном самолете Boeing, а также на нескольких специально оборудованных частных и правительственных самолетах. Как утверждает Карсон, до сих пор служба действовала безупречно.

Всего, по словам Карсона, в течение ближайших двух лет авиакомпании, уже заключившие соответствующие договоры с Boeing, планируют реализовать услуги Connexion на 250 самолетах, осуществляющих дальние рейсы. На сегодня в число таких компаний наряду с Lufthansa и British Airways входят Japan Air Lines и SAS Scandinavian Airlines. В США авиационная отрасль переживает сейчас трудные времена, однако Карсон не теряет оптимизма относительно перспектив Connexion на американских авиалиниях. "Это всего лишь вопрос сроков, - говорит руководитель проекта. - Рано или поздно американские компании также начнут использовать нашу службу. По оценкам Boeing, спрос на такие услуги очень велик, в течение семи лет число самоле- тов, охваченных Connexion, превысит 4000".

На данный момент Connexion - единственная служба такого рода, позволяющая обеспечить авиапассажирам связь с Интернетом, сопоставимую по качеству с подключением через офисную сеть или кабельный модем. Обеспечиваемая при этом пропускная способность позволяет, в частности, просматривать новостные видеоролики и даже проводить видеоконференции. Компании Tenzing Communications и Verizon Communications продвигают сейчас свои услуги связи по цене в пределах $10. Эти услуги позволяют пассажирам обмениваться электронными сообщениями, но по сложности, функциональности и стоимости они не сравнимы с Connexion. (WSJ, 15. 01. 2003, Александр Сафин)