Живешь только дважды
Второй киндер-триллер про малолетних колдунов, сооруженный Крисом Коламбусом из романа Джоан К. Ролинг, длится два часа сорок минут. За это время неунывающий Гарри Поттер узнает, что он - змееуст, вступает в переписку с потусторонними силами, превращается в мальчика из параллельного класса и с пользой проводит время в женском туалете. За те же два часа сорок минут мы узнаем, что оттяпавший себе в судебном порядке за роль ГП гонорар в три миллиона долларов Дэниел Рэклифф все-таки скорее посредственный, чем хороший актер. Что Руперт Гринт, исполняющий роль Рона Уиззли, за два года смог выучиться корчить одну-единственную гримасу и потому актер совсем никудышный. Что фильм потихоньку теряет темп и выдыхается... И - главное, - что идти в декабре 2003-го на третью серию человеку взрослому, без детей, скорее всего будет незачем. Все понятно. Идея себя изжила.
Несмотря на многочисленные предупреждения и даже угрозы, поступающие к нему из внешнего мира, английский мальчик с паранормальными способностями все-таки решается покинуть опостылевший дом рехнувшихся от жадности Дурслеев и возвратиться в замок Хогвартс. Добравшись туда на летающем автомобиле, вместе с другом Роном ГП все так же усердно изучает чародейство и волшебство, а в свободное от уроков и тренировок время расследует историю о странной комнате, служащей контейнером для злокозненных монстров. История получается детективная и сложносочиненная, со множеством фальшивых отгадок и в меру трагическим финалом. Если вы читали второй том ролинговского "ГП", то вам известен и сюжет экранизации: Коламбус переформатировал текст в кино насколько возможно дотошно. Вторая серия приключений ГП укомплектована десятком оструомнейших гэгов (в частности, здесь все то и дело блюют - ха-ха-ха), но в ней нет ни одной по-настоящему революционной, по сравнению с первым фильмом, инновации. Шибко любознательные дети все так же деловито шныряют по хогвартсовским сусекам и с неизменным успехом обнаруживают там разного рода нежить, которую и укрощают с помощью недавно обретенных знаний.
В "Тайной комнате" перестал действовать эффект новизны. Мы больше не можем пхнуть соседа по залу и прошептать в изумлении: боже мой, до чего все эти дети похожи на ролинговских персонажей! и как дьявольски изобретательно подобран интерьер чародейского замка! как эффектно трансформируются люди в животных, а животные - в предметы домашнего обихода! Господи, да ведь вот ради чего изобрели компьютерные спецэффекты! Во втором фильме мы просто видим знакомые все лица - не такие уж интересные, чтобы всерьез интересоваться тем, как они провели год и что с ними станет еще через пять лет.
Огнеупорная птица феникс, исступленно визжащие мандрагоры, буянящие почем зря домашние эльфы, кривые волшебные палочки... - в коламбусовском фильме задействованы целые мегатонны реквизита; вы по-прежнему в любую минуту знаете, что смотрите именно "Гарри Поттера" и находитесь в мире сказок... но именно в разгар всей этой дигитальной оргии происходит неизбежная девальвация магических гэджетов - их так много, что не остается сил удивляться им. Дверь, в замке которой ползают настоящие змеи? Неплохо, но не более того. Барражирующие под потолком маленькие мерзавцы с перепончатыми крыльями? И это тоже недурно... ну да ведь все равно в какой-то момент они обязательно угомонятся. Выяснилось, что Коламбус, задействовав - из лучших побуждений - всю голливудскую машинерию, снимал слишком расточительно. В "Тайной комнате" все слишком явно. Всего за два фильма мы узнали об этом мире так много, что больше вроде как и незачем. После двух фильмов как-то вдруг оголился тот факт, что, в сущности, "поттериана" - это всего лишь коллекция баек из школьного фольклора, склеенных горячечной фантазией Джоан Ролинг. Ресурс этого жанра уже выработан.
Фильмам про "Гарри Поттера" смерть как нужны сценаристы, не завороженные ролинговским волшебством. Этой саге нужна инъекция какого-то по-настоящему радикального безумия, а не просто ударная порция нового зла. Боюсь, однако, в декабре 2008 г. мы увидим все то же самое: здоровенный 17-летний дылда в клетчатом шарфике взмахнет корявой веточкой, сверкнет эсэсовским клеймом на лбу и привычно нырнет в очередной бутафорский люк - поберегись. Жалко; первую серию я смотрел с удовольствием.
ГП И СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ: По сообщению агентства РБК, вчера прокуратура Москвы начала проверку наличия признаков религиозной вражды в книге "Гарри Поттер и тайная комната". Проверка книги на наличие состава преступления начата по заявлению жительницы г. Тарусы Калужской области. В прокуратуре сообщили, что заявление было подано на днях и в нем заявительница указывает, что распространяемая московским издательством "Росмэн" книга разжигает религиозную вражду.