Ритейлорам некуда сесть


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Дефицит современных торговых центров в Петербурге стал особенно очевиден, когда в город потянулись московские и западные ритейлоры. Они формируют стабильный спрос на торговые площади, но при этом и повышают требования к их качеству. Эксперты же утверждают, что торговых комплексов западных стандартов в Петербурге пока нет.

В последние год-полтора рынок торговых комплексов в Петербурге переживает небывалый подъем. Как говорят специалисты департамента коммерческой недвижимости корпорации "Петербургская недвижимость", почувствовав конъюнктуру, многие компании почти одновременно приняли решение о строительстве новых торговых центров. Наиболее активные участники рынка - сеть Metro cash & carry и турецкая "Рамэнка", получившие участки под сооружение гипермаркетов, и московская сеть "Перекресток", предпочитающая покупать помещения на вторичном рынке. Впрочем, среди тех, кто подает заявки на строительство, есть и местные торговцы - компания "Агроторг" (владелец сети дискаунтеров "Пятерочка"), универмаг Plato. "Для города неважно, какие торговые или девелоперские компании будут создавать новые торговые комплексы в Петербурге, - говорит руководитель дирекции по работе с крупными иностранными инвесторами ГУ "Центр по работе с кредитами банков" Николай Асаул. - Появление большого количества компаний создаст конкуренцию".

По данным Colliers International, розничный оборот в Петербурге составляет $5 - 6 млрд в год. Ежемесячно каждый житель Петербурга покупает товаров на $120 - 150. Для сравнения - в Москве эта цифра в 2 раза больше.

По данным Комитета по строительству, в 2002 г. в Петербурге сдается в эксплуатацию более 30 объектов торгового назначения общей площадью свыше 130 000 кв. м. В прошлом году в строй вступило 18 объектов общей площадью примерно 40 000 кв. м. По мнению консультанта компании Colliers International Бориса Юшенкова, большая часть из примерно 3 млн кв. м торговых площадей Петербурга оборудована по советским стандартам, а современных торговых комплексов в городе пока нет. "Существующие сегодня торговые центры - это ярмарки, загнанные под крышу", - полагает Юшенков. "В Петербурге пока нет полноценных торговых центров, подобных финским Stockmann", - согласен Андрей Смецкий, коммерческий директор сети "Лента Cash & carry".

Начальник управления сопровождения инвестиционных проектов Комитета по строительству Александр Молодожников прогнозирует дальнейший рост объемов строительства и реконструкции коммерческих площадей. По его мнению, этому способствует не только востребованность новых торговых комплексов на петербургском рынке, но также новые строительные технологии и "другая" архитектура. Сегодня на сооружение современного гипермаркета необходимо всего несколько месяцев.

"У первого полноценного торгового центра, который откроется в Петербурге, будут действительно большие перспективы", - считают эксперты "Петербургской недвижимости". Однако пока информации о таких проектах нет, подчеркивают они. "Пока мы наблюдаем доморощенные попытки девелоперов создать торговые центры", - добавляет Юшенков. Андрей Смецкий из "Лента Cash & carry" полагает, что по торговым площадям Петербург отстает от Москвы на три года. "Если у нас живет примерно в два раза меньше народа, то торговых площадей, по приблизительной оценке, меньше раз в восемь", - говорит он.

А старший оценщик-консультант Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский отмечает тенденцию к замене архаичных советских форм торговли более современными. "Появятся новые Metro и "Лента" - народ перестанет оставлять свои деньги в сомнительных лавках", - говорит Шаскольский. ПО-ЗАПАДНОМУ: Торговый центр в западном понимании - это комплекс, находящийся под единым управлением и ориентированный на определенную группу покупателей. Площади в нем торговые компании берут в аренду у владельца/управляющей компании. К важнейшим know-how торговых комплексов эксперты относят особую систему размещения арендаторов, правила разделения входа и выхода, которые определяют направление потока покупателей. Принципиальное понятие для торгового центра - якорный арендатор. Это торговая компания, которая привлекает в комплекс основной поток покупателей и, соответственно, занимает площади, на пути к которым покупатели проходят мимо остальных секций.