На пути к паритету
Все больше петербуржцев предпочитают покупать квартиры в новых домах, вместо того чтобы смотреть "варианты", предложенные агентами. Эксперты ожидают, что в ближайшие два года объем сделок с недвижимостью на первичном рынке сравняется со вторичным.
По данным компании "Северный город", еще два-три года назад соотношение объемов первичного и вторичного рынков недвижимости составляло 1: 3, а сегодня оно сократилось до 1: 2. А специалисты компании "Строймонтаж" прогнозируют, что в ближайшие два года объемы этих двух секторов сравняются.
Директор по маркетингу и стратегическому развитию "Северного города" Михаил Возиянов объясняет эту тенденцию увеличением спроса населения на новые квартиры в связи с ростом доходов и потребительской уверенности, а также желанием конвертировать сбережения на фоне постоянной потребности в новом жилье. "Корпорация ЛЭК" оценивает рост объемов продаж на первичном рынке Петербурга в 2002 г. примерно в 25%. По данным строительной корпорации "Возрождение Санкт-Петербурга", количество сделок на элитном сегменте первичного рынка по сравнению с 2001 г. увеличилось на 13 - 15%, а в денежном выражении - более чем в 1,5 раза. По данным "Петербургской недвижимости", объем рынка нового жилья составляет около 2,5 млн кв. м, из них 1,5 - 1,7 млн кв. м фактически проданы (на них заключены договоры долевого участия).
По оценке комитета по строительству петербургской администрации, в 2002 г. в Петербурге будет построено 1,2 млн кв. м жилых площадей (в 2001 г. - 1,1 млн). Ожидается, что в 2003 г. объем строительства достигнет 1,5 млн кв. м.
По мнению заместителя гендиректора по недвижимости и маркетингу Гатчинского ДСК Екатерины Немченко, золотой период вторичного рынка, когда на рынке преобладали прямые сделки, остался в прошлом. "Сформировалось совершенно новое представление о том, как должен выглядеть дом, определились и новые требования к жилью. Им сегодня наиболее соответствуют квартиры первичного рынка", - говорит она.
Возиянов объясняет популярность нового жилья более низкой по сравнению с вторичным рынком ценой (примерно на 15% для схожих по характеристикам квартир). А гендиректор "Возрождения Санкт-Петербурга" Иван Романов полагает, что отток клиентов со вторичного рынка на первичный в сегменте типового жилья вызван, в числе прочих факторов, и ростом доверия к застройщикам, которые даже стали развивать свои брэнды (см. врезку).
Директор по продажам "Корпорации ЛЭК" Сергей Сыровойский считает одной из причин сокращения интереса к вторичному рынку то, что он практически не растет (всего на 1% за год) и, следовательно, будет все в меньшей степени удовлетворять запросы покупателей.
Исполнительный директор ЦРП "Петербургская недвижимость" Илья Еременко отмечает "общую для города ситуацию": на вторичном рынке остается все меньше квартир, соответствующих требованиям будущих жильцов, поэтому покупатели все чаще обращаются к строящемуся жилью.
В Гатчинском ДСК выделяют три группы клиентов рынка недвижимости. Первая группа ориентирована только на вторичный рынок. Их главные требования - скорейшая возможность переезда и решения жилищных проблем, быстрое оформление прав собственности и регистрация. Вторая группа готова покупать только на первичном рынке. Для них приоритетами являются экономия средств и возможность рассрочки платежей на весь период строительства, а также социальная однородность соседей, выбор квартиры в соответствии с собственным вкусом. Третья группа выбирает между первичным и вторичным рынком, в последнее время чаще в пользу первичного.
СТРОИТЕЛИ БРЭНДОВ: В последнее время у патентных поверенных появились новые клиенты - строительные компании, которые стали рассматривать создание товарных знаков как один из факторов, стимулирующих продажи. "За последние три года мы помогали регистрировать товарные знаки "Магазин квартир", "ЛенСпецСМУ", "ЛенМонтажСтрой", "Строймонтаж", "Северный город", - рассказывает директор компании "Городисский и партнеры" в Петербурге Виктор Станковский. Раньше строители придумывали красивые имена только для элитных жилых комплексов, но теперь пришло время бороться за массовый рынок. Чаще всего в качестве объекта регистрации выбирают товарный знак, под которым работает компания. "Зонтичный" брэнд потребовал бы унификации предложения, а компании стремятся занять несколько рыночных сегментов и обслуживать разные категории клиентов. Так, холдинг RBI, специализировавшийся на элитном жилье, при выводе на рынок квартир по достаточно демократичным ценам зарегистрировал марку "Северный город".