Пресса из автомата
На днях мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение об установке в городе автоматов по продаже газет и журналов. Как утверждают участники рынка, таким образом мэр поддержал ИД "Пушкинская площадь" (издания "Версты", "Алфавит", "Ять"), начавший минувшей осенью устанавливать в столице автоматы по торговле прессой. Впрочем, представители компаний, работающих на столичном розничном рынке печатной продукции, емкость которого оценивается в $125-130 млн в год, утверждают, что новинка нерентабельна.
Издательский дом "Пушкинская площадь" уже приобрел 820 автоматов по продаже газет и журналов у Малоярославецкого приборного завода, единственного производителя подобной техники в России. Как рассказал газете руководитель отдела распространения "Пушкинской площади" Олег Полозов, 135 из них уже установлено в московских магазинах и разнообразных учреждениях, а 300 вскоре появятся в метро. По словам Полозова, для того чтобы легче было осуществить проект на территории метрополитена, московские власти и выпустили специальный документ.
Малоярославецкий приборный завод производит несколько видов автоматов по торговле газетами и журналами: рассчитанные на продажу двух, четырех и шести изданий. Автоматы различаются и по способу оплаты покупки: либо только монетами, либо как монетами, так и банкнотами. Стоимость малоярославецкого автомата варьируется от 38 000 руб. до 127 000 руб.
По словам Полозова, торговля периодикой через автоматы является новым бизнесом ИД "Пушкинская площадь". "Первая цель - чтобы в этих автоматах можно было купить наши издания", - заявил Полозов, не исключив при этом и возможность торговли продукцией других издательств. По его оценке, 100 автоматов окупятся через год и восемь месяцев с момента установки. Как сообщил "Ведомостям" представитель малоярославецкого завода, попросивший не упоминать его имени в печати, переговоры о покупке пресс-автоматов ведет еще ряд московских издательств, в том числе Independent Media и "Проф-медиа". Правда, эти издательства, по словам их представителей, намерены купить пробные партии оборудования с целью продажи только собственной продукции, руководствуясь здесь скорее имиджевой, а не коммерческой целью.
Полозов же не исключает и продажу автоматов компаниям, которые специализируются на распространении печатной продукции, в том числе "Паблик-пресс", осуществляющей 50% продаж всей периодики в метро. "Мы продадим автоматы, если кто-то обратится к нам с такой заявкой, - сказал Полозов. - Мы уже оснащаем, к примеру, учреждения Петербурга".
Но московские распространители пока не готовы "автоматизироваться". Глава концерна СММ, владельца "Паблик-пресс", Сергей Ключенков вчера отказался от комментариев. А директор по развитию группы компаний "Логос", лидирующей на столичном распространительском рынке, Дмитрий Гранкин считает, что торговать периодикой через автоматы невыгодно. "В принципе, интерес к торговле через автоматы у нас есть, но оборудование, предлагаемое малоярославецким заводом, нам не подходит, - говорит Гранкин. - Через автоматы можно продавать очень маленький ассортимент продукции, не говоря уж о том, что автоматы будут ломаться". "Для меня это лишние расходы", - соглашается гендиректор распространительского агентства "Метрополитеновец" Михаил Литвинов.