Cadbury ставит на жвачку
НЬЮ-ЙОРК - Cadbury Schweppes покупает за $4,2 млрд Adams - кондитерское подразделение фармацевтической корпорации Pfizer - и становится вторым в мире после Wrigley производителем жевательной резинки. Это крупнейшее поглощение в истории Cadbury; сейчас британскому кондитерскому гиганту принадлежат помимо шоколада Cadbury марки BassettХs, Trebor, Dandy, Hollywood и др. Adams выпускает жевательную резинку Bubblicious, Chiclets, Dentyne, Trident, освежающие дыхание леденцы Clorets и Certs, леденцы от кашля Halls.
Поглощение Adams - первое серьезное испытание для Тодда Штитцера, который в мае готовится сменить нынешнего гендиректора Cadbury Джона Сандерленда. Именно Штитцер стал вдохновителем стратегического плана на ближайшее будущее, включающего крупные поглощения и расширение портфеля брэндов компании. В июне Cadbury купила за $286 млн датскую Dandy - производителя жевательной резинки Stimorol, Dirol и V6. Четыре месяца назад компания совместно с Nestle сделала безуспешную попытку купить Hershey Foods. Теперь, приобретая Adams, Cadbury делает ставку на брэнды жевательной резинки и леденцов: этот рынок сегодня растет быстрее, чем шоколадный.
Несмотря на перспективность рынка, некоторые аналитики опасаются, что Cadbury откусила кусок, который не сможет прожевать, тем более что у нее с Adams мало пересекающихся бизнесов, которые могли бы обеспечить экономию ресурсов при слиянии.
Штитцер придает сделке особое значение. Последние несколько лет компания в основном старалась ограничиваться мелкими и средними сделками по поглощению, не сопровождавшимися большим риском. Приобретение в секторе безалкогольных напитков таких брэндов, как Snapple и Orangina, компенсировало вялый рост продаж Dr Pepper/Seven Up в США. В кондитерском секторе медленный рост шоколадного подразделения таким же образом компенсируется за счет жвачки и леденцов. В результате приобретения Dandy и французской Hollywood компания вышла в этом сегменте рынка на второе место в Европе и третье место в мире (после Wri0gley и Adams). Нынешняя сделка - еще один решительный шаг в этом направлении.
Предложенную Cadbury цену ($4,2 млрд, включая небольшую сумму долговых обязательств) некоторые аналитики считают слишком щедрой: большинство оценивало Adams в $4 млрд. (WSJ, FT, 17. 12. 2002, Наталия Кун)