Седьмая вода на киселе


В двадцатом фильме "Бондианы" британский агент 007 (Пирс Броснан) оказывается в северокорейском плену, а затем колесит по маршруту Гонконг - Лондон - Куба - Исландия, расследуя деятельность одного подозрительного бизнесмена - тот собирается то ли устроить глобальное потепление, то ли попросту сжечь Землю к чертовой матери. Шпион гоняет на невидимом "Астон-Мартине" по чертогам ледяного дворца, вылетает из горящего самолета на вертолете и в течение 10 минут орудует боевой рапирой не хуже какого-нибудь Михаила Боярского. Нравится вам этот сценарий или не нравится, пропускать кинопремьеру такого масштаба никак нельзя. "Умри, но не сейчас" только внешне напоминает фильмы из классической бондианы; скорее это фантазия Ли Тамахори на тему "формулы Бонда". Несколько раз новозеландский режиссер говорил в интервью, что образ агента 007 в том виде, в каком он сложился к моменту ухода из сериала Шона Коннери, его не устраивает: по его мнению, Бонд должен стать "более реальным", таким, как его описывал Йен Флеминг. Видимо, новозеландец пришел к тому же умозаключению, что и четвертый исполнитель роли Джеймса Бонда Тимоти Далтон - тот тоже заинтересовался психологией агента и попытался сыграть его как настоящего драматического персонажа вроде Гамлета или царя Эдипа. Тамахори попытался вписать Бонда в реальную жизнь - разыграть карту "типический герой в типических обстоятельствах". Реалистичный шпион очень мало острит, ни разу за весь фильм не поправляет галстук, полфильма носит бороду и вообще производит странное впечатление; кажется, впервые за 40 лет существования сериала зритель имеет возможность пожалеть агента 007.

Еще из нововведений. Впервые за всю историю титры представляют собой не визуальную фантазию режиссера на тему "секс - шпионы - золото - бриллианты", а галлюцинацию главного героя. В увертюре Бонд попадает в северокорейские застенки; его допрашивают, и с пристрастием - бьют ногами, макают головой в чан с водой, запускают ему за шиворот скорпионов. Из этой боли и завязываются титры, иллюстрирующие страдания несчастного агента. Судя по всему, пытки в самом деле были достаточно серьезны, потому что за весь фильм Бонду не удается ни разу хоть сколько-нибудь смешно сострить; довольно тягостное, надо сказать, зрелище.

Кроме того, Ли Тамахори - много раз критиковавший в интервью традиционные бондовские финалы, которые кажутся ему слишком скучными, - решил не ограничиваться одним или двумя финалами; он наворотил их сразу несколько; честно говоря, после третьего испытываешь даже и некоторое недоумение - когда же все это кончится? Вообще, "Умри" удался: это замечательный высокобюджетный боевик, прекрасно поставленный, с взрывами, стрельбой, постельными сценами и фехтованием. Но надо было быть очень смелым человеком, чтобы пригласить играть в этом сценарии Пирса Броснана и назвать его героя Джеймсом Бондом. Пожалуй, лучшее, что можно сказать об этой картине: она прекрасно смотрелась бы среди фильмов про Бонда, не включенных в официальную бондиану, - вроде телепостановки "Казино Руайяль" и "Никогда не говори никогда". Говорить об "Умри, но не сейчас" как о произведении того же уровня, что "Шпион, который меня любил", "Голдфингер" и даже "И этого мира мало", нет никакой возможности.