МАЛЫЙ БИЗНЕС: Невменяемый налог


Несколько лет назад было признано, что есть виды бизнеса, которые государству сложно администрировать, в первую очередь в налоговой сфере.

Что такое вмененный налог по своей сути? Есть Налоговый кодекс, применение которого базируется на бухгалтерском учете. И он вполне применим для тех видов деятельности и масштабов бизнеса, которые государство в состоянии контролировать. Но есть сегменты рынка, не поддающиеся контролю. Например, ваш личный парикмахер. Он пришел к вам домой, сделал вам стрижку, от которой у вас сегодня вечером будет хорошее настроение, и вы заплатили ему деньги. Сколько денег вы заплатили, у кого еще побывал сегодня парикмахер, государству не известно. Попытка наладить контроль за этим бессмысленна - дороже государственные издержки на этот самый контроль. Поэтому и предлагается этому самому парикмахеру заплатить налог фактически за право осуществления такой деятельности. Хочешь работать - государство прикинет, какой доход ты потенциально можешь получать, обложит его 15% -ным налогом, а в обмен ты получаешь право работать и не особенно затруднять себя порядком ведения бухгалтерского учета.

Понятно, что самое сложное - в том, как определить этот самый вмененный доход. В Москве он один, в Петропавловске-Камчатском - наверняка другой. Как его точно определить? До этого года задачу решали законодательные органы субъектов Федерации, т. е. регионы. Раз это их доходы, то им и решать, в каком размере они взимаются. Так было. Фактически в каждой области при помощи формул и коэффициентов определялась базовая доходность по видам деятельности и люди платили налоги. И немало платили. За девять месяцев этого года - 20,5 млрд руб. Для регионов это весьма приличная статья доходов, сопоставимая с бюджетами самых крупных субъектов Федерации.

Но все изменилось. Весной кто-то рекомендовал президенту защитить малый бизнес. Была проявлена политическая воля. Новая глава Налогового кодекса продавлена через парламент. Права на регулирование этого налога отобрали у регионов и написали формулу, по которой вся страна должна была посчитать этот налог. Но пришло время вводить в действие эту главу, и выяснилось, что это сделать, по крайней мере с начала следующего года, невозможно.

Начнем с того, что данный вид налога не предусмотрен первой частью Налогового кодекса, а из Основ налоговой системы его в спешке исключили. Между тем в соответствии с федеральным законодательством налоги, не установленные законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.

Но это еще полбеды - беда, как всегда, кроется в нюансах. Данный налог не может быть признан законно установленным, так как не определены или не точно определены элементы налогообложения: нет порядка исчисления налога; налоговая ставка определена не от налоговой базы, а от объекта налогообложения; продолжительность налогового периода не соответствует временному интервалу, за который в расчетах применяется базовая доходность. И самой главной из проблем является невозможность применения коэффициента К1, рассчитываемого от кадастровой стоимости земли. Невозможно это ввиду отсутствия самого кадастра.

Сейчас правительство предлагает отменить этот коэффициент. Но не надо забывать, что он является понижающим, а следовательно, его отмена существенно ухудшит положение налогоплательщиков по сравнению с действующей редакцией главы Налогового кодекса. Вызывает сомнение, что попытка отмены этого коэффициента на следующий день после публикации закона в прессе - получится своеобразный новогодний подарок малому бизнесу - будет соответствовать первой части Налогового кодекса. А уж когда субъекты Федерации смогут внести соответствующие корректировки в свои законы, вообще не ясно. Нет уже на это времени, даже теоретически нет варианта решения этой проблемы без грубого нарушения действующего налогового законодательства. А значит, в I квартале "вмененка" работать не будет. По крайней мере, в I квартале бюджеты субъектов Федерации потеряют значительные денежные суммы, а плательщики "вмененки" вынуждены будут уйти в тень или перейти на обычную систему налогообложения.

И все это у нас называется налоговой реформой, а также защитой малого бизнеса от произвола субъектов Федерации.

Может, пора подумать о целесообразности приостановления на ближайшие полгода действия соответствующей главы Налогового кодекса, но вот только кто об этом успехе налоговой реформы доложит президенту? Автор - член Совета Федерации РФ