Над "Формулой-1" сгущаются тучи
"Формула-1" несется навстречу кризису: финансовые трудности, тающая телезрительская аудитория, споры о контроле над чемпионатом и распределении доходов - все эти проблемы в ближайшее время, скорее всего, останутся нерешенными. В пятницу сорвались переговоры между главой "Формулы" Берни Экклстоуном, автопроизводителями и банками-кредиторами.
Переговоры должны были состояться в среду в Штутгарте, но в пятницу Экклстоун объявил, об их отмене. Автопроизводители, ведущие независимые команды и три банка, совместно владеющие 75% -ным пакетом акций SLEC (компании, которой принадлежат права на трансляцию гонок), должны были решить судьбоносные для чемпионата вопросы, касающиеся его финансирования и структуры собственности. Вместо этого начался новый этап междоусобицы: автопроизводители, возглавляемые членом совета директоров DaimlerChrysler Юргеном Хуббертом, по-прежнему угрожают организовать альтернативный чемпионат мира в классе "Формулы". Международная автомобильная федерация (FIA) уведомила "раскольников", что могла бы санкционировать разве что соревнования производителей, но не альтернативный чемпионат. Письмо звучит как строгий выговор лично Хубберту, учитывая его намерение покинуть DaimlerChrysler и в перспективе занять место 72-летнего Экклстоуна.
Во фракцию Хубберта помимо его компании входят Ford Motor, BMW, FIAT и Renault. О своих планах производители впервые объявили полтора года назад. Альтернативные гонки (по их планам) должны начаться в 2008 г.
Экклстоун сохраняет блокирующий пакет SLEC. В 2001 г. он продал 75% акций германским медиа-группам EM.TV и Kirch; после их банкротства, эти 75% перешли к банкам-кредиторам - Banks Beyerische Landesbank, J.P. Morgan и Lehman Brothers.
Теперь команды и автопроизводители требуют большего участия в контроле над F1 и распределении доходов (главным образом от прав на трансляцию). Как заявил на прошлой неделе президент Ferrari Лука ди Монтедземоло, компаниям нужно нечто большее, чем 47% доходов от трансляции. "Сейчас меняется структура спорта, - сказал он. - Нынешнее соотношение сил не на 100% справедливо. Прежняя эпоха, связанная с "Формулой-1", уходит в прошлое, и в будущее ее должна повести компания, которая обеспечит профессиональный менеджмент". Речь идет о том, что банки должны отказаться от части доставшейся им доли SLEC в пользу автомобилестроителей - это и должно было стать предметом торга на переговорах. Два месяца назад банки направили автокомпаниям свои предложения, однако те, по словам Экклстоуна, не дали ответа, что и послужило причиной отмены встречи.
Между тем тучи над чемпионатом сгущаются. Производителей беспокоит падение популярности гонок у телезрителей: в этом году европейская аудитория сократилась на 28%. Раздаются обвинения, что гонки стали скучными, что им не хватает динамики. Даже крупные команды теряют важнейших партнеров. Лишившись необходимой поддержки, в этом году из игры выбыла Prost, в следующем году такая же судьба ждет Arrows. Jordan и Minardi тоже ищут новых спонсоров на следующий сезон. (DJ, FT, 11. 11 - 7. 12. 2002, Наталия Кун)