Без пафоса
Журналист и театральный критик Григорий Заславский, который во время событий на Дубровке вел прямой эфир на FM-радио "Маяк 24", привел в помещение театра DOC в Трехпрудном трех участников октябрьский событий. Актер Олег Голуб был на сцене, когда начался второй акт, и в зале среди заложников - оставшиеся трое суток; ассистент режиссера Олег Кленин был в своем офисе за сценой и видел все по телевизору после выхода наружу, "так что для меня это все какой-то фильм"; выпускница ВГИКа Рада Новикова снимала свой фильм под сценой, в помещении гей-клуба, и поняла все по реакции охранников, прилипших к мониторам: "Что ты там снимаешь - вот настоящее кино! " Ведущий только задавал вопросы и рулил ходом воспоминаний. Самое интересное в них - момент перехода от незнания к знанию, от шока - к допущению, казалось бы, невозможного. "Я подумал - ну вот, ОМОН, проводит операцию, господи, как это неправильно: зритель не так поймет ход спектакля! " Невозможно поверить, потому что это происходит с тобой, на твоей работе, во время твоего спектакля. Непомерное зло каждый очеловечивает по-своему: "Какой-то мужик на балконе ка-а-ак чихнет, все так и замерли. И закрыли уши руками. А секунду спустя расхохотались - и боевики, и заложники". Заславский пояснил, что меньше всего ему хотелось, чтобы получилось что-то вроде спектакля "Руанда. 1994", в котором непосредственные участники трагических событий в африканском государстве и родственники погибших рассказывали, как все было. Зритель рыдал, а потом вспоминал, что уже не один спектакль сыгран и не один фестиваль посещен. Успех мероприятию обеспечен, равно как и риск обвинения в профанации. Участники акции в театре DOC более всего боялись проявить неделикатность. "Это не спектакль о трагедии, - предупредили они зрителей, пришедших в тот вечер в театр, - трагедия вместе со списками погибших просто не может вместиться в рамки театрального зрелища". В результате вышло исследование не столько того, как все было, сколько ситуации "человек в предлагаемых обстоятельствах". С тем лишь уточнением, что и обстоятельства, и состав участников оказались совершенно конкретными. Как это и предписано законами документального театра.