Хлебный брэнд


Новокуйбышевск - типичный рабочий городок. Послевоенной постройки, 117 000 жителей, нефтеперерабатывающий завод, завод синтетического спирта, ТЭЦ, городская газета "Город Н-ск". Здесь 33-летней предпринимательнице Анжеле Супониной удалось то, что пока не получается у большинства хлебных компаний в России, - она приучила жителей города покупать хлеб определенной марки. Оборот бизнеса, начинавшегося пять лет назад с полуразвалившейся пекарни, сейчас составляет 75 млн руб. в год.

Появившимся в последние годы в России многочисленным небольшим пекарням сложно конкурировать с хлебозаводами: из десяти буханок девять по-прежнему производятся на бывших советских предприятиях. У магазинов сети "Супонинский хлеб" часто можно увидеть очереди, компания производит каждую шестую буханку хлеба в городе. А ведь, говорит Анжела Супонина, "это даже не Самара, это Новокуйбышевск".

По словам Супониной, она всегда хотела "вылезти из неблагополучной семьи". Когда Анжеле было 15 лет, ее мать уехала работать поварихой на Север, оставив дочь одну. Чтобы заработать на жизнь, девочка пошла на приборостроительный завод "Рейд". Потом, по примеру матери, стала ездить на Север, на буровые Повховского месторождения, в двух часах езды от Когалыма. Работа была вахтовая: 15 дней готовила обеды нефтяникам, на 15 - возвращалась домой. В течение семи лет на северные заработки Анжелы жила ее семья, муж и сын (в 18 лет она вышла замуж).

В конце концов такая жизнь Супониной надоела. С мужем развелась. С Севера уволилась, устроилась в молочный магазин в своем городе. Параллельно стала учиться на заочном отделении в Самарской экономической академии. И начала торговать: шубами, печеньем, лимонами и др. За товаром приходилось ездить, например, в Ташкент. "Я ставила перед собой цель: сначала отложить $500 в месяц, потом $1000, выжимала из себя все силы и соки", - рассказывает Супонина.

Через некоторое время она стала давать накопленные деньги в долг под проценты. Но у предпринимателей, которым она дала взаймы уже немаленькую по местным меркам сумму в $32 000, начались проблемы. В конце концов ей "всуропили" в счет долга заброшенную пекарню. Только потом она разглядела, что пекарня "развалюшенская". "Сейчас бы я ни за что такую не купила. Я получила избушку на курьих ножках, которую под снос нужно было: без отопления, без канализации... " - говорит Анжела.

Но деваться было некуда: после неудач в семейной жизни Супонина "решила посвятить себя производству". Тем более что она привыкла к северным заработкам - например, уже не могла отказаться от такси. "Я и сейчас люблю тратить деньги", - признается предпринимательница.

Первым делом поехала на выставку в Москву - "осознать этот бизнес, понять": "Смотрела, что люди выпекают, с каким сырьем работают. Познакомилась с фирмами, набрала проспектов".

Вернувшись домой, повесила объявление на двери пекарни о приеме на работу. Развезли на пробу по магазинам первую партию хлеба. И от магазинов стали поступать заказы. "Я была в шоке - производство росло по часам: 100 кг, 200, 400... " - вспоминает Супонина.

Еще первое время приходилось отбиваться от криминальных структур, как и от правоохранительных: Супонина говорит, что без обеих крыш удалось обойтись. "В уме у меня отложилось: крыша - это моя голова, а другой крыши у меня не будет", - заявляет она.

Начинали с хлеба "кирпичиком", потом "подовый" (круглый), хлеб "Аромат" и т. д. Сейчас пекарня производит 30 видов хлеба: с отрубями, помидорами, хлеб для диабетиков с тремя видами крупы и т. п. Но поначалу даже более простой хлеб жители Новокуйбышевска покупали неохотно. "Человек шел и монотонно брал булку. "Кирпичик" они еще знали, а больше ничего", - рассказывает Анжела. Супонина стала устраивать акции, дегустации, выставки и т. п. Со временем она стала популярной фигурой в городе. Как-то местное ТВ на одной из выставок даже сняло сюжет с видом хлебобулочного изобилия и текстом за кадром: "Это не блокада Ленинграда, это Новокуйбышевск-2000". Сюжет бесплатно крутили по три раза в неделю.

Через год Супонина пристроила к пекарне скромной площадью 200 кв. м склад, надстроила еще один этаж, где теперь размещается офис. Площадь таким образом увеличилась в четыре раза. Закупила турецкое оборудование на $75 000 в рассрочку. И попала на кризис 1998 г. С тех пор зареклась брать деньги в долг.

Сейчас ЧП "Супонина" перерабатывает 5 т муки в сутки - на 2 т меньше, чем единственный местный хлебозавод с гораздо большими мощностями и к тому же производящий хлеб по госзаказу. Кроме хлеба пекарня продает выпечку, торты, которые, в частности, развозят по заказам из Самары. Недавно предпринимательница еще закупила оборудование для расширения производства. Однако старое, еще довоенное, выбрасывать не собирается: в устаревших советских печах получаются буханки ближе к традиционному русскому хлебу, который, как в русской печи, должен хорошо пропечься. На современном импортном оборудовании хлеб печется быстрее, но он "пустой".

Марка "Супонинский хлеб" появилась случайно. "Ее придумала не я, придумали мои покупатели. Люди спрашивали: "Чей хлеб? " А поскольку у меня ЧП "Супонина", стали говорить в магазинах: "Мне хлеб супонинский". И когда мы стали думать, как назвать фирму, то так и назвали", - рассказывает предпринимательница. На рекламу брэнда Супонина тратит довольно значительные для товаров повседневного спроса суммы - 12% от годового оборота: щиты, ролики на ТВ, спонсирование городских праздников.

Работать под своей фамилией гораздо труднее, чем под какой-нибудь абстрактной маркой. "Это очень ответственно. Всегда стараешься быть первой", - говорит предпринимательница.

Все сотрудники пекарни знают, как испечь хлеб или торт. Супонина вообще очень требовательна к своим подчиненным (их у нее почти 80). Хотя такой она была не всегда. Сначала, под впечатлением от поездки на учебу в Германию, просила называть себя на "ты" и "Анжела". Но в России с демократичностью не вышло. Супонина быстро устала от того, что "люди стали вести себя расхлябанно". После одной из традиционных новогодних вечеринок, которая ее особенно огорчила, решила: хватит. "Я всю ночь 31 декабря проплакала. Потом собрала людей и сказала: "Теперь я для вас Анжела Витальевна", - рассказывает она.

Своим работникам она пытается внушить особое отношение к хлебу: "Когда я провожу собрания, я всегда довожу до них, что вы делаете дело очень доброе, вам даже не надо ходить в церковь. И если вы делаете хлеб качественно, все положите туда, то, садясь за стол, люди вас обязательно вспомнят и похвалят".

Собственную сеть торговых точек - семь стационарных киосков площадью 20 кв. м каждый - Супонина стала развивать на второй год. Одна из причин - магазины не обращали внимание на менее прибыльную, чем, скажем, алкоголь, хлебобулочную продукцию. Важно, чтобы в каждом магазине всегда был свежий хлеб - иначе покупатель уйдет и в следующий раз пойдет за хлебом куда-нибудь еще. Молодые занятые люди часто не придают значения тому, где произведена буханка: "Хлеб - он и есть хлеб". Но среди покупателей "Супонинского хлеба" много пожилых людей. Они, как правило, больше привязываются к понравившемуся продукту. Но они и более требовательны. Как к качеству хлеба (он должен быть похож на тот, к которому они привыкли с детства), так и к репутации пекаря. Например, им не нравится, что Супонина, одно время решившая выставить свою кандидатуру на выборах в местную думу и вообще активно занимающаяся общественной деятельностью, слишком часто выезжает за пределы родного города. "Они говорят: "Ты разъезжаешь, а кто же нам хлеб будет печь? ", - рассказывает Анжела.

Однако местный рынок Анжеле Супониной уже тесен. Она хочет развивать сеть магазинов в Самаре, а также производить мороженое и детское питание. Но брать кредит боится: "Я человек очень ответственный. А вдруг дефолт? " И вообще, спешить с расширением бизнеса не стоит: наблюдая за знакомыми бизнесменами, Супонина поняла, что, если слишком быстро развивать сеть, сложно контролировать качество. "Мы начнем с маленького", - говорит она.

Статья подготовлена в рамках совместного проекта "Ведомостей" и программы "Намедни". Телевизионная версия - на канале НТВ сегодня в 10. 25.