Владимир Торлопов, глава Республики Коми
"Будут хулиганить - мы их всегда поправим".
К тому времени как Владимир Торлопов возглавил Республику Коми (это произошло год назад), самые привлекательные ресурсы региона были уже распределены. Большинство нефтяных месторождений республики разрабатывает "ЛУКОЙЛ". Новому главе республики досталось распоряжаться пакетами акций угольных объединений Воркуты и Инты, переживающих кризис. Покупателя на акции "Интаугля" удалось найти, только поманив его пакетом "Воркутаугля", поставщика "Северстали". На губернаторство Торлопова пришелся и первый год перераспределения налоговых доходов в пользу федерального центра. Это новшество, как и некоторые другие, главе республики не очень нравится, но ослушиваться указаний из Москвы он не намерен. Президент для Торлопова - "это святое".
- Судя по статистике за первые девять месяцев этого года, объем инвестиций в экономику республики снижается. С чем это связано? - Мне трудно объяснить. Наверное, это связано в основном с угольной отраслью: кто сегодня даст кредит предприятиям - угольщикам Воркуты и Инты, которые понятно, что на ладан дышат? - Какую часть доходов республиканский бюджет потерял в ходе налоговой реформы? Как вы намерены восполнять потери? - По всем показателям мы в Минфине считаемся донорами, а на самом деле мы депрессивный регион, у нас огромные долги - почти половина бюджета. В результате перераспределения средств в пользу центра мы в этом году потеряли 1,5 млрд руб. прямых доходов и выкручиваемся только за счет привлеченных кредитов под малые процентные ставки и за счет государственных облигаций субъекта федерации. В следующем году мы теряем еще около 1 млрд руб.
- Компании, доли или акции которых находятся в собственности республики, приносят в бюджет какие-нибудь доходы кроме налогов? - Никогда не приносили. Когда мы стали интересоваться, где же прибыль (не то что налоги), их руководители стали объяснять, что не было своевременного поступления средств из бюджета республики на развитие. Ну бред какой-то! Мы им дали недвижимость, базу для развития создали, а они говорят, что прибыли нет из-за отсутствия денег из бюджета. Да ни копейки из бюджета не должно туда поступать, это они должны в бюджет прибыль приносить! Много лет они жили припеваючи...
- Вы имеете в виду при вашем предшественнике Юрии Спиридонове? - Ну естественно. Я не хочу никого обвинять, ведь кроме главы были еще и помощники, и замы.
- Как вы относитесь к предлагаемому варианту реформирования электроэнергетики? - Для нашего региона он неприемлем. За счет перекрестного субсидирования у нас цена тепловой энергии намного ниже себестоимости. Если в те жесткие сроки, которые предлагались, провести реорганизацию, стоимость энергии выросла бы в 4 - 5 раз. Мы не подписали соглашение, а договорились о сроках реорганизации, отличных от общероссийских.
- И что это за сроки? - Конец 2004-го - начало 2005 г. Учитывая, что в республике фактически замкнутая система электроэнергетики, мы, даже если бы захотели, не смогли бы продавать излишки энергии за пределы республики. Представители РАО учли все это и пошли нам навстречу. Сейчас мы готовы осуществить пилотный проект, связанный с бизнесом в энергетике. С января мы, вероятно, начнем работать.
- Тот вариант реформирования ЖКХ, который в первом чтении принят Госдумой, вас устраивает? - Мы пойдем по чуть-чуть другому пути. Это включается в пилотный проект с РАО ЕЭС. Может быть, в ходе реализации этого пилотного варианта мы вообще уберем ЖКХ из посредников между потребителем и предприятием, которое вырабатывает тепло или электроэнергию. Эксперимент мы начнем с Сыктывкара, но это пока большой секрет. Я даже мэру города пока не рассказываю.
- Вам нравится концепция разграничения полномочий, разработанная комиссией заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Козака? - Не все мне, конечно, в этой реформе нравится, но двигаться вперед надо. У нас очень многие главы городов и районов не готовы к самостоятельной работе - даже котельное хозяйство не могут самостоятельно проверить. В принципе, я не возражаю против всех этих проектов, но при одном условии: пожалуйста, финансово обеспечьте и муниципальные органы, и субъекты, и на уровне России. Если вы нас, субъекты, на уровне России сегодня бросаете, то мы вынуждены бросать муниципалов. Мы, я не побоюсь это сказать, слуги и подданные президента. Мы обязаны выполнять то, что принято на уровне центра. Президент для руководителей субъектов РФ - это свято. Точно так же муниципалы не должны выходить из этой системы.
- При прежней администрации в республику пришел "ЛУКОЙЛ" и, разрабатывая Тимано-Печорское месторождение, фактически занял монопольное положение в нефтедобыче республики. Вас не беспокоит такое преобладание в добывающем секторе? - Проблемы, связанные с такими гигантами, как "ЛУКОЙЛ", должны беспокоить правительство РФ. Я имею в виду ценовую политику крупных компаний, которая нас не устраивает. Нас в большей степени устраивало бы, если бы это были не внутрикорпоративные цены, а цены, общие для всех, тогда поступления в бюджет были бы гораздо больше. Но "ЛУКОЙЛ" принимает участие в решении многих социальных проблем на территории республики, так что в целом мы довольны сотрудничеством.
- Вы хотели бы привлечь в республику каких-нибудь еще крупных игроков нефтяного рынка? - Я пока об этом не слышал. Я слышал, что "ЮКОС" хочет зайти сюда и начать якобы строительство бензоколонок. Пока ко мне никто с этим официально не обращался. Но если даже придут другие нефтяные компании, ничего страшного. Если появятся две компании, точно уменьшатся цены на бензин, дизтопливо, а это хорошо.
- Почему для создания угольного альянса - компании "Печорауголь", которой были переданы принадлежащие региону пакеты акций "Воркутауголь" и "Интауголь", - была выбрана группа МДМ? - Я не думал о группе МДМ. Я в первую очередь думал о той угледобывающей компании, которая сегодня, пожалуй, единственная работает именно в угольном бизнесе. Поэтому с кем, как не с ней, вступать в помолвку? Свадебное путешествие начнется, когда компания сможет приобрести федеральный пакет акций на торгах. Очень коротенькое, я думаю, будет свадебное путешествие, потому что потом начнутся вполне реальные проблемы, учитывая непростую ситуацию в Воркуте и Инте.
- Владелец "Северстали" Алексей Мордашов обращался к вам с аналогичными предложениями? - Да, мы встречались. Я не хочу ничего плохого сказать про "Северсталь", но их основное производство - металлургическая промышленность. Каждый должен заниматься своим делом. Я не думаю, что у нас могут возникнуть какие-то проблемы с потреблением "Северсталью" нашего воркутинского угля: "Северсталь" нуждается в нашем угле, мы нуждаемся в них как в потребителе.
- Почему, "Байкал-уголь" согласился еще и на пакет акций "Интаугля"? - Там есть хорошая перспектива, связанная с энергетическим углем и выработкой более дешевой электроэнергии на интинских углях. Но сначала нужно вложить крупную сумму. Не могу сказать точно, но это десятки миллионов долларов.
- У группы МДМ уже есть неприятный опыт с активами "Красугля". Вас он не смущает? - Я слышал об этом. Я не знаю, что происходило в Красноярске, каковы были причины подобных действий. Я почему-то поверил им в ходе моих неоднократных встреч с руководством. Там работают профессионалы-угольщики. Я почему-то рассчитываю, что все наши предварительные договоренности с [генеральным директором СЭУК "Байкал-уголь"] Олегом Анатольевичем [Мисеврой] будут соблюдаться.
- "СУАЛ", разрабатывающий месторождение "Бокситы Тимана", активно ищет инвестора для строительства там глиноземного и алюминиевого заводов. Когда, по вашим оценкам, может быть сформирован пул и кто в него войдет? - Насколько мне известно, пул сформирован. Состав его участников скоро станет известен. По глиноземному заводу ни у кого нет сомнений, что этот проект готов на 90%. Есть вопросы по алюминиевому производству из-за якобы нехватки энергетических мощностей, но мы уже договорились.
- Будет строиться новая ГРЭС? - Совершенно необязательно. Достаточно построить дополнительный энергоблок на Печорской ГРЭС, там уже есть 65% готовности, смонтировать дополнительные блоки на Сосногорской ТЭЦ и на ЛПК.
- Какие у вас отношения с новым владельцем Сыктывкарского ЛПК - компанией Anglo-American? - Нормальные. Пока. Если они будут выполнять те договоренности, о которых мы один на один говорили с хозяином компании. Самое основное - о любых реорганизациях, которые будут происходить вокруг этого комплекса, они должны заранее ставить в известность нас. Второе - решение социальных вопросов. Третье - увеличение объемов производства и увеличение поступления налогов.
- Судебные разбирательства вокруг законности передачи 15% -ного пакета акций ЛПК в ОАО "Фонд реализации программы развития экономики Республики Коми" и дальнейшей судьбы этого пакета закончены? - Нынешними собственниками он приобретен законным путем. А вот во взаимоотношениях республики с той структурой (созданной, кстати, тоже республикой), которая незаконно реализовала 15% -ный пакет, мы будем разбираться.
- Будет ли осуществлен проект строительства целлюлозного или целлюлозно-бумажного комбината в Удорском районе, о котором идет речь уже не первый год? - У нас есть инвестиционный проект и наша готовность создать необходимые условия для выделения запасов леса. Пока речь идет о строительстве целлюлозного комбината. Есть интересанты но пока никто не решается сделать первый шаг, как это сделали три года назад "СУАЛ" и [основатель компании Виктор] Вексельберг. Полетели в тайгу, посмотрели с вертолета, приземлились, огляделись и решили: построим железную дорогу. И построили 170 км частной дороги.
- Вы будете настаивать на том, чтобы контрольный или блокирующий пакет акций комбината остался в собственности республики? - Мне все равно. Люди все равно будут наши, а у нас есть очень хорошие рычаги, связанные с земельным, лесным, налоговым, экологическим законодательством. От них нам нужно только одно - хорошая заработная плата и поступления в бюджет. Будут хулиганить - мы их всегда поправим.
БИОГРАФИЯ: Владимир Торлопов родился 14 ноября 1949 г. в Сыктывкаре. После окончания Коми государственного педагогического института преподавал физику в средней школе. В 1974 - 1986 гг. работал в областном совете профсоюзов, дошел до должности председателя Коми обкома профсоюзов работников государственных учреждений. В 1990 г. был избран председателем Совета Коми республиканской федерации профсоюзов. В том же году избран депутатом Верховного совета Республики Коми. В 1993 - 1995 гг. - первый зампред Совета министров Республики Коми по социальным вопросам. В 1995 г. избирается председателем высшего законодательного органа Коми - Государственного совета. С 1996 по 2001 г. возглавляет комитет Совета Федерации по вопросам социальной политики. 16 декабря 2001 г. избран главой Республики Коми.
РЕСПУБЛИКА КОМИ: Республика Коми расположена на северо-востоке европейской части России. Основные отрасли экономики республики - нефте- и угледобыча, лесопромышленный комплекс. Население - около 1,2 млн человек. Объем промышленного производства, по официальным данным, в январе - октябре 2002 г. составил 50 млрд руб. (100,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года). Номинальная средняя заработная плата с января по сентябрь 2002 г. - 6183 руб. Балансовая прибыль предприятий республики за январь - сентябрь 2002 г. - 5,69 млрд руб. (53,6% от уровня прошлого года). По информации УМНС по республике, налоговые платежи за январь - октябрь 2002 г. в бюджеты всех уровней составили 23,25 млрд руб., из них в федеральный бюджет поступило 12,45 млрд руб. (53,6%).