Троцкист-приватизатор
САН-ПАУЛУ - Одной из самых ярких звезд в команде, формируемой новым президентом Бразилии Луисом Инасиу да Силвой, можно назвать Антониу Палоччи. Этот 41-летний политик с дипломом врача состоит в левой Рабочей партии. Тем не менее, будучи в свое время мэром крупного города, Палоччи лично инициировал приватизационный процесс, а разрабатывая политическую платформу для предвыборной кампании да Силвы, предложил вполне умеренный центристский вариант.
Несмотря на свою былую приверженность троцкизму, Палоччи сумел снискать уважение в бразильских деловых кругах, и именно ему да Силва поручил возглавить команду, осуществляющую реформу в стране. "Палоччи - опытный и прагматичный администратор, - считает Октавиу ди Барруш, ведущий экономист банка BBV Bank. - Он развеял опасения, что Рабочая партия начнет чересчур радикальные преобразования в экономике. Восстановление спокойствия на рынках - его заслуга".
В избирательную кампанию этого года Палоччи включился после того, как в январе был убит координатор предвыборного штаба да Силвы. Когда да Силва победил на выборах с огромным отрывом от конкурентов, Палоччи возглавил управление экономикой и вошел в тройку ближайших помощников президента - наряду с главой правящей партии Жозе Дирсеу и давним другом да Силвы Луисом Гушикеном. Однако Палоччи - единственный в этой тройке человек, имеющий серьезный управленческий опыт: в течение нескольких лет он был мэром Рибейран-Прету - города с 520-тысячным населением в штате Сан-Паулу. Палоччи прекрасно знаком с практическими аспектами управления, и это весьма ценно для правительства да Силвы, который до своей победы на протяжении 22 лет находился в оппозиции к власти.
В 1980-х и сам Палоччи примыкал к троцкистам. Он активно участвовал в организации профсоюза работников сахарной промышленности, играющей ключевую роль в экономике региона Рибейран-Прету. Поначалу Палоччи, служивший в системе здравоохранения, лишь добивался от лица рабочих улучшения условий их труда, а затем создал местное отделение профсоюза под эгидой Рабочей партии. Он организовал расследование в отношении банков крови и госпиталей, использовавших зараженную кровь, и добился закрытия этих учреждений. Свою первую выборную должность Палоччи получил в 1988 г., став городским советником. Пробыв на этой должности половину положенного срока, он был избран в парламент штата.
В 1993 г. Палоччи, которому тогда был 31 год, с небольшим перевесом победил на выборах мэра Рибейран-Прету - до этого городом традиционно руководили консерваторы. Довольно быстро Палоччи отказался от своих троцкистских взглядов и проявил себя сторонником трезвого подхода к управлению, основанного на идее консенсуса. Преодолевая ожесточенное противодействие со стороны собственной партии, бывший троцкист стал инициатором первой в Бразилии приватизации телефонной компании. Со свойственным ему даром убеждения Палоччи доказывал оппонентам, что продажа компании позволит городу собрать деньги, необходимые для строительства дорог и прочих компонентов инфраструктуры, а сама компания при этом получит возможность модернизировать свои технические средства. Позднее Палоччи организовал среди частных компаний тендер на строительство водоочистной системы.
"У членов Рабочей партии подобные инициативы вызывали протест, - вспоминает Доницети Роза, руководивший в середине 1990-х водопроводной компанией. - Но Палоччи ясно видел логичное решение проблемы, он понимал, что городу не под силу реализовать проект самостоятельно".
В 1996 г. Палоччи не смог остаться на посту мэра на второй срок, но в 2000 г. он снова стал главой города. Рибейран-Прету послужил полигоном для испытания стратегии, которую избрал для себя да Силва. Эта стратегия предусматривает партнерские отношения между частным и общественным секторами, а также назначение лиц, не обязательно являющихся членами Рабочей партии, на важные должности в правительстве, Центробанке и т. п. Так, еще будучи мэром, Палоччи, несмотря на возражения активистов партии, назначил на должность руководителя городского планирования одного из местных банкиров. А заключив сделки с сахарными корпорациями, Палоччи пополнил правительственную казну миллионами долларов - эти средства были направлены на нужды здравоохранения и другие социальные программы.
"Палоччи бережно работает с ценными для него людьми, всегда находя для них логичные, убедительные доводы, - говорит Маурильо Бьяджи, возглавляющий крупную компанию по переработке сахарного тростника и производству спирта. - Благодаря его кулуарной деятельности Рабочая партия постепенно получила солидную поддержку в деловом сообществе".
Во время последних президентских выборов Палоччи был главным посредником в отношениях между Рабочей партией и скептически настроенными по отношению к ней банкирами и промышленниками. Аналогичное посредничество он осуществляет сейчас между Международным валютным фоном и уходящими в отставку экономистами из бывшего правительства Бразилии. Он дал поручительство в том, что новое правительство будет соблюдать обязательства страны по выплате государственных долгов, проводить жесткую бюджетную политику и снижать инфляцию. Кроме того, Палоччи дал понять, что федеральное правительство не намерено в ближайшем будущем возобновлять переговоры о долгах штатов и городов. Политика правительства также не предусматривает немедленного повышения минимальной заработной платы, которая сейчас составляет в Бразилии $56 в месяц (Рабочая партия обещала добиться удвоения этой суммы в течение четырех лет).
"Мы хотим показать, что партия в состоянии избежать популистских соблазнов, - говорит Палоччи. - Бразды правления - не средство исполнения желаний, а инструмент для достижения необходимого".
Эту позицию высоко оценивает Кристофер Гарман, политолог из бразильской консалтинговой компании Tendencias: "В среде Рабочей партии появилась мощная фигура, способная проводить разумную, реалистичную политику". (WSJ, 11. 11. 2002)