Мой дом - моя крепость


Неожиданная покупка французским банком BNP Paribas 10,9% акций Credit Lyonnais свидетельствует о том, что прогнозы о международной консолидации в европейском банковском секторе пока не оправдываются. Банки в период экономической стагнации не хотят выходить на незнакомые рынки, считая более привлекательными сделки внутри страны.

23 ноября правительство Франции продало свой пакет акций Credit Lyonnais, четвертого по величине банка страны, BNP за 2,2 млрд евро; премия к текущей цене акций составила 49%. Тендер было решено провести после того, как провалились попытки правительства объединить Credit Lyonnais и Credit Agricole либо разделить госпакет между Credit Agricole и AGF (французское подразделение немецкой страховой компании Allianz). Credit Agricole и AGF принадлежат по 10% акций Credit Lyonnais.

BNP, крупнейший банк зоны евро по рыночной капитализации, давно считается одним из главных кандидатов на роль первопроходца в деле международной консолидации европейского банковского сектора. Однако после покупки Credit Lyonnais руководство BNP скорее всего еще пару лет будет заниматься расширением деятельности на внутреннем рынке. "Главный проект сегодняшнего дня - сотрудничество с Credit Lyonnais, - заявила представительница BNP. - До сих пор на французском рынке у нас не было возможности [для расширения]".

В 1990-е гг. европейские банки активно объединялись в национальных границах, и теперь на рынках стран Старого Света доминируют по нескольку крупных банков. Эксперты ожидали, что с конца 1990-х гг. начнется новый раунд консолидации - уже международной. Хотя внутренние объединения значительно повысили эффективность и рентабельность банков, считалось, что усиливающаяся экономическая интеграция в Европе заставит их продолжить расширение в рамках всего региона. Однако международные сделки, причем сравнительно небольшие, можно пересчитать по пальцам: в 2000 г. немецкий HypoVereinsbank купил Bank Austria за $7,3 млрд, а британский HSBC - Credit Commercial de France за $10,9 млрд.

Замедление роста европейской экономики совсем отбило у банкиров желание выходить на зарубежные рынки. Кроме того, области деятельности банков в других странах пересекаются гораздо меньше, чем внутри одной страны, что ограничивает возможность сэкономить на масштабах. "Инвесторам больше нравятся слияния на внутреннем рынке, потому что они быстро приносят плоды в виде сокращения расходов, - говорит европейский банковский аналитик Goldman Sachs Джерри Макконнелл. - При международном слиянии сэкономить на масштабах сложнее, и эффекта приходится ждать дольше".

Некоторые попытки объединиться потерпели неудачу, поскольку более мелкие партнеры требовали провести сделку как слияние равных, а не как поглощение крупным иностранным банком. А правительства некоторых стран, прежде всего Франции и Италии, препятствуют поглощению крупных национальных банков иностранными. Переговоры между британским Lloyds TSB и нидерландской финансовой группой Fortis, а также между итальянским Unicredito Italiano и испанским BBVA провалились в основном именно по этим причинам.

BNP всегда заявлял, что готов пойти только на слияние равных. Если он объединится с Credit Lyonnais (аналитики говорят, что BNP не заплатил бы так много за его акции, если бы не рассчитывал в итоге получить контроль над банком), их совокупная капитализация составит 60 млрд евро - намного больше, чем у других банков еврозоны. Однако от не входящих в нее банков, таких как швейцарский UBS или британский Barclays, BNP отстает. Работа только на внутреннем рынке ограничивает возможности банков по повышению прибыли, а также получению заказов от крупных корпоративных клиентов, которые расширяют свою деятельность в Европе. (WSJ, 29. 11. 2002)