ПРОЕКТ "Б": Ведь я этого достойна


В романе "Платформа" француза Мишеля Уэльбека герои, собирающиеся переехать в Таиланд, рассуждают о том, чего им будет не хватать на новой родине. "Единственное, что отличает Запад, - это фирменные товары. Если тебе необходимы фирменные товары, оставайся на Западе; если нет, в Таиланде ты найдешь великолепные подделки".

В самом деле, надо ли покупать фирменные товары, или позволительно ходить в подделках идентичного качества? Один приятель рассказывал мне, как он оказался в своего рода консьюмеристском раю - месте, где поддельная рубашка "Армани" стоила $14. Это была хорошая рубашка - она была сшита на совесть; никто бы и не заметил, что товар поддельный. "Я не купил ее. Я понял, что мне это не доставит удовольствия".

Интересно поразмышлять о причинах такой робости; о природе этого омерзения, которое мы чувствуем при виде подделки. Может быть, это потому, что мы чувствуем ответственность перед обществом? По идее, если вы считаете себя цивилизованным буржуа-потребителем, то должны поддерживать производителя, который купил лицензию и платит налоги. Боюсь, это плохой довод.

Второй довод: фирменные товары удостоверяют подлинность, социальный статус их обладателя. Это тоже отпадает: самые богатые жители планеты - американцы - часто одеваются как бомжи. Фирменный товар больше не может быть знаком подлинного социального успеха. Я, например, не доверяю людям в куртках с крупной надписью "Прада": это либо мошенники, либо дураки.

Кажется, дело в другом - в стыде. В этом мире человек, приобретающий поддельный товар, чувствует, что "обманывает самого себя"; это все равно что заниматься любовью не с настоящей женщиной, а с резиновым эрзацем. Вообще, экономический фактор здесь прочно связан с эротическим. Известно, что мы вынуждены жить в мире, где сексуальные стандарты неоправданно завышены. Чтобы соответствовать этим стандартам - хоть сколько-нибудь походить на подиумных андроидов, - мы вынуждены прибегнуть к товарно-потребительским стероидам. Западному человеку - жертве терроризма рекламы и FashionTV - кажется, что его природной сексуальности недостаточно, чтобы произвести впечатление на противоположный пол; нужно поддержать ее фирменными вещами. Лейблы - это своего рода социальная виагра. Должны ли мы стыдиться того, что принимаем эту виагру? Решать проблему можно тремя способами. 1) Вы не желаете участвовать в консьюмеристской оргии вовсе и начинаете активно протестовать. 2) Потребительский бунт пти-буржуа. Вы согласны на приобретение подделок. Вы жжете мосты. Вы заявляете о своем социальном банкротстве, причем бравируете им - если говорите об этом вслух. Либо - переживаете его как индивидуальный апокалипсис: если не сознаетесь в том, что приобретаете подделки. 3) Самый распространенный путь. Вы смиряетесь и с готовностью выкладываете деньги за фирменные товары и извлекаете максимальное удовольствие из того, что в любой момент можете подтвердить свою сексуальную и финансовую кредитоспособность.

Вернемся к Уэльбеку. Еще одна цитата: "Я до конца своих дней останусь сыном Европы, порождением тревоги и стыда... Я знаю одно: такие, как мы, есть, мы смердим, ибо насквозь пропитаны эгоизмом, мазохизмом и смертью". Фирменные товары чрезвычайно успокаивают - и нас, и окружающих. Это лучший дезодорант для западного человека, который смердит тревогой и стыдом. Сходите в бутик. Так гигиеничней.