Доктор Лектер начал есть


Если бы кто-нибудь решил провести конкурс среди самых выдающихся злодеев мировой литературы и кинематографа, то в номинации "Зрительские симпатии" первое место наверняка бы занял персонаж трилогии американского писателя Томаса Харриса доктор Ганнибал Лектер - серийный убийца, каннибал, сноб, гурман, отменный кулинар и гениальный преступник. Тот самый человек, который может выбрать именно вашу печень в качестве мясного блюда на ужин. Судя по популярности этого героя, нет для современного человека ничего более притягательного.

"Молчание ягнят" и "Ганнибал" были вторым и третьим компонентами трилогии о Ганнибале Лектере. В принципе, "Красный Дракон", "эпизод I", также был экранизирован - еще в 1986 г. Он назывался Manhunter. Режиссер Майкл Манн снял безупречный триллер, но Лектера там играл не Энтони Хопкинс, а Брайен Кокс. Шестнадцать лет спустя по тому же самому роману был написан новый сценарий - на этот раз это сделал Том Толли, получивший в 1991 г. "Оскара" за сценарий к "Молчанию ягнят".

"Красный Дракон" Брета Раттнера получился, может быть, не такой впечатляющий, как "Ягнята" Демми, но и вовсе не столь убогий, как ридли-скоттовский "Ганнибал". Особенно удался пролог, вступительная новелла. Мы видим доктора Лектера на симфоническом концерте; особое внимание меломана привлекает флейтист, который немного фальшивит. Далее нам показывают суаре в доме самого Лектера. Гости восхищаются блюдом, собственноручно приготовленным хозяином, а между бокалами дорогого вина обсуждают всякие светские сплетни - в том числе исчезновение флейтиста Балтиморского симфонического оркестра. На самом деле это фильм не совсем про Лектера. Лектер попался с поличным: он содержится в балтиморской тюрьме, в камере, отделенной от внешнего мира стеклянной пуленепробиваемой перегородкой. Главный герой "Дракона" - серийный убийца по прозвищу Зубная Фея (Рэйф Фаинс). Каждое полнолуние он вырезает ни в чем не повинную семью американских граждан, а между сеансами резни встречается с добросердечной слепой девушкой (Эмили Уотсон). Детектив Уилл Грэм (Эдвард Нортон), которому удалось разоблачить самого Ганнибала Лектера, обращается за консультациями к своему старому знакомому. Скучающий в тюрьме Лектер в самом деле рад оказать услугу такому умному молодому человеку: так, в качестве одолжения он даже отсылает адрес семейства мистера Грэма Зубной Фее.

"Красный Дракон" есть очень приличный триллер и выдающаяся комедия. Сэр Энтони Хопкинс - человек с головой, похожей на голову какой-то злобной рептилии, - не столько запугивает зрителя своими дикими причудами, сколько скандализирует его своим паясничаньем. То ли идея несколько поистрепалась, то ли Хопкинсу самому надоел чрезмерно утонченный, рафинированный Ганнибал, но в "Драконе" Хопкинс делает из героя почти пародию на самого себя. Он похож на Роджера Мура в "Бондиане", которому удалось превратить насупленного флеминговско-коннериевского 007 в дамского угодника и бонмотиста. Он и выглядит, честно сказать, как шут гороховый: оказывается, в начале 80-х доктор Лектер носил крысиный хвостик, жиденький "понитейл".

Хопкинс уже получал "Оскара" за роль Ганнибала Лектера; в принципе, у него есть шанс получить вторую статуэтку за то же самое - только теперь с формулировкой "лучшая мужская роль второго плана". Не меньшей награды достойны Эмили Уотсон и Ральф Файнс. Кому, однако, точно не видать призов за "Красного Дракона" - так это Тому Толли, сценаристу. В принципе, ему удалось сочинить очень хороший сценарий, довольно близкий к харрисовскому тексту; но почему, черт возьми, в начале 80-х Лектеру обещают - за сотрудничество со следственными органами - подключить его камеру к Интернету. Уж и менее глупый человек, чем Лектер, никогда бы не пошел на такой обмен. Не было в те времена никакого Интернета.