Европа увеличит сборы с авиакомпаний
Европейские страны намерены увеличить размер аэронавигационных сборов с января 2003 г. в среднем на 10,7%. Авиаперевозчики недовольны этими планами: они уверены, что повышение тарифов ухудшит и без того бедственное положение мировой авиаиндустрии, убытки которой по итогам прошлого года составили $12 млрд.
Германия уже уведомила Eurocontrol (европейская организация, ведающая аэронавигацией) о намерении увеличить размер платы за осуществление аэронавигационного контроля на 23%. Ирландия также заявила, что увеличивает размер сбора на 32%, а Испания - на 21%. По прогнозам Eurocontrol, с января 2003 г. размер аэронавигационного сбора в 30 странах - членах организации вырастет в среднем на 10,7%. Россия также не останется в стороне. Тарифы за аэронавигационное обслуживание для иностранных авиакомпаний планируется увеличить примерно на 4%.
Новый скачок тарифов вызвал недовольство со стороны авиаперевозчиков, которые и так несут значительные убытки из-за общего замедления темпов роста мировой экономики и снижения количества рейсов после прошлогодних терактов в США. В отличие от них авиационные сервисные провайдеры - от аэронавигационных служб до аэропортов - все это время имели возможность увеличивать тарифы на обслуживание и тем самым компенсировать снижение объемов перевозок и растущие издержки.
Генеральный директор Международной транспортной ассоциации (IATA) Джованни Бисигнани направил письмо на имя всех европейских министров транспорта, в котором предупреждает о "шаткости финансового положения" мировых авиакомпаний, убытки которых по итогам года составят около $12 млрд. В 2001 г. убытки авиакомпаний составили $18 млрд.
"Поскольку возросшая конкуренция приводит к снижению прибылей, сдерживание роста издержек авиакомпаний является совершенно необходимым", - пишет Бисигнани. По его мнению, страны - члены Eurocontrol добились "разочаровывающе низкого прогресса в сдерживании издержек и внедрении мер по увеличению эффективности". "Службы, осуществляющие аэронавигационный контроль, внедрили систему 100% -ной компенсации собственных издержек и не имеют ни малейшего стимула к достижению более высокой эффективности и производительности", - указывает глава IATA.
Единственным исключением из этого правила является Национальная служба авиационного движения (NATS) Великобритании, которая уведомила Eurocontrol о намерении снизить сумму взимаемых ею платежей на 0,6%. Великобритания является единственной страной в Европе, где службы, осуществляющие аэронавигацию, частично приватизированы. Кроме того, в ней введена система независимого экономического регулирования с установлением режима запрета на повышение тарифов в течение пяти лет. В 2000 г. NATS была самым дорогим аэронавигационным провайдером в Европе. Однако благодаря введению пятилетнего моратория на повышение цен и значительному росту тарифов других компаний в будущем году NATS опустится по этому показателю на 4-е место, пропустив вперед Швейцарию, Бельгию и Германию.
Эксперимент в Великобритании, правительство которой в июле прошлого года продало свой 46% -ный пакет в национальных аэронавигационных провайдерах и право управления консорциуму в составе семи британских авиакомпаний во главе с British Airways и Virgin Atlantic, вызвал неоднозначные отклики. Сама NATS после событий 11 сентября столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В настоящее время NATS ведет тяжелые переговоры о привлечении финансовой помощи с банками-кредиторами, Управлением гражданской авиации Великобритании (CAA), правительством и новым потенциальным инвестором - британской группой аэропортов BAA. (FT, 24. 11. 2002)