Семеро смелых
ПЕКИН - Еще недавно лицом китайской торговли была неприветливая женщина за прилавком тесной лавчонки. Теперь большая часть продаж розничного сектора приходится здесь на зарубежные сети-гиганты. В 2003 г. сразу семь из них откроют магазины в Пекине: все семь уже ведут операции в Шанхае или других городах Восточного Китая.
В семерку входят американская Wal-Mart, британская B&Q, германская OBI, французские Auchan и Leroy Merlin, испанская Spain Discount и японская 7-Eleven. Готовятся к подписанию новые контракты с другими розничными гигантами - шведской IKEA и французской Carrefour, которые собираются расширять уже существующие пекинские подразделения.
Глобальные ритейловые сети, появившиеся в Китае в середине 90-х, растут, обгоняя все прогнозы. Покупателей привлекает широкий ассортимент товаров - от видеоплейеров до картошки с морковкой - в сочетании с низкими ценами (единственный недостаток - толпы народа в торговых залах). На супер-, гипер- и мегамаркеты приходится большая часть 10% -ного годового роста розничного рынка, превосходящего германский, британский и все латиноамериканские рынки вместе взятые: по данным McKinsey & Co., его объем составляет $450 млрд.
Обещание Китая открыть свой рынок для зарубежных ритейлоров было одним из условий вступления страны в ВТО. До сих пор западным инвесторам здесь больше обещали, чем реально давали. Но некоторые иностранцы уже получают отдачу от своих вложений. Carrefour, у которой на сегодня 31 магазин, к 2004 г. собирается удвоить количество торговых точек в стране. За первые девять месяцев 2002 г. ее китайский бизнес принес $904 млн дохода. У Wal-Mart 22 магазина, к концу 2003 г. их станет вдвое больше. Нидерландская сеть Makro, германская Metro и американская PriceSmart тоже активно расширяют свои операции.
Однако иностранцы сталкиваются с ограничениями, касающимися географии и структуры собственности подразделений. Они не имеют права открывать новые магазины без одобрения центрального правительства. Три года назад нидерландская Ahold, попытавшаяся выйти на местный рынок, вынуждена была продать свои убыточные магазины. Park ФnХ Shop, принадлежащая гонконгскому конгломерату Hutchison Whampoa, ушла с большинства китайских рынков. Их погубили бюрократические препоны, которыми славится Китай.
По условиям контракта с ВТО до 2004 г. иностранные ритейлоры должны работать с местным партнером. По данным на конец октября, в Пекине насчитывалось 17 торговых СП с участием зарубежных компаний. Совокупный объем розничных продаж в 15 из них в прошлом году достиг 7,8 млрд юаней ($930 млн), сообщила China Daily.
Иностранные сети могут держать низкие цены, в частности, за счет прямого сотрудничества с местными поставщиками, минуя разрозненную цепь оптовиков и других посредников, от засилья которых страдает китайский бизнес. В свою очередь, рост крупных сетей облегчает жизнь производителям.
Все это означает резкое обострение конкуренции на потребительском рынке Китая, стимулирующее активность местных ритейлоров (крупнейший из них - сеть Lianhua Supermarket с 1600 магазинами). Но в больших городах они проигрывают конкурентную борьбу, занимая в основном второстепенные ярусы рынка, непривлекательные для иностранцев. На долю западных сетей, по данным ACNielsen China, приходится около 60% продаж в секторе потребительских товаров на четырех ключевых рынках страны - в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Ченду. (WSJ, DJ, 19 - 26. 11. 2002) СКРОМНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ: В России дела у международных ритейлоров идут не так бойко, как в КНР. Хотя IKEA и Auchan уже здесь работают (два и один магазин соответственно), а OBI готовится приступить к строительству своего первого гипермаркета, остальные пока далеки от открытия собственных магазинов. Wal-Mart присматривается к российскому рынку, периодически присылая сюда делегации топ-менеджеров и прицениваясь к российским сетям. Leroy Merlin из-за нерешительности потеряла участок на территории строящегося компанией IKEA центра "Мега" в Теплом Стане (именно его арендовала более смелая OBI), и о ее новых планах ничего не известно, а Carrefour отложила экспансию в Россию на год.