Магазины в обиде на Интернет
До Дня благодарения, с которого в США традиционно начинается сезон предрождественских распродаж, осталась еще неделя, а покупатели из числа пользователей Интернета уже активизировались. Крупнейшим американским розничным сетям эта активность доставляет немало неудобств, поскольку срывает плановые маркетинговые программы.
Пользователи популярных сайтов типа FatWallet.com и DealofDay.com, посвященных поиску выгодных вариантов покупки, каким-то образом заполучили и вывесили в Интернете сравнительные таблицы цен, которые магазины планируют установить в надвигающийся сезон распродаж. Между тем до начала распродаж информация о скидках вовсе не предназначена для широкой публикации. Так, руководство магазинов OfficeMax планировало после праздника установить цену на многофункциональную модель принтера Hewlett-Packard в $200 - это на треть дешевле нынешней цены устройства, указанной на сайте OfficeMax. Магазин Best Buy планирует послепраздничное снижение цены на цифровую камеру Kodak с $150 до $100 и т. п.
Зная о снижении цен заранее, покупатели могут существенно сэкономить время и деньги, отложив покупку ненадолго, но такое незапланированное рынком изменение покупательской активности вносит в работу магазинов чрезвычайно мощный фактор непредсказуемости.
Розничные торговцы пытаются бороться с нежелательным для них распространением закрытой информации. "Мы против публикации подобных сведений", - заявил представитель OfficeMax. Магазины Target, Best Buy и другие добиваются снятия этой информации с чересчур оперативных сайтов. Владельцы большинства сайтов удовлетворяют такие требования магазинов, но многим пользователям удается скопировать и растиражировать закрытую информацию до ее снятия.
Популярность покупательских сайтов, появившихся еще несколько лет назад, особенно выросла за последний год. Их тематика охватывает весьма широкий спектр товаров и услуг - от бытовой электроники до личных финансов. На некоторых сайтах публикуются используемые отдельными магазинами неписаные правила или секретные коды, знание которых также помогает сделать покупку более выгодной. В пятницу после Дня благодарения в магазины, в которых начинаются распродажи, выстраиваются длиннющие очереди. Покупательские сайты уделяют продажам в этот день особое внимание, и некоторые потребители пользуются добытой таким образом информацией, чтобы получить возможность сэкономить время и деньги.
Источники утечки конфиденциальных данных пока не выявлены, однако примечательно, что торговцы не оспаривают истинность публикуемых сведений. (WSJ, 21. 11. 2002)