Дорогая виза
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Инвесторы, планирующие строительство торговых центров вокруг станций петербургского метро, должны теперь согласовывать заявки с руководством подземки. Такое решение приняла Инвестиционно-тендерная комиссия горадминистрации. В результате два инвестора уже лишены права застройки, другим приходится принимать на себя "повышенные обязательства" перед метрополитеном.
В распоряжении, подписанном 10 октября губернатором Владимиром Яковлевым, перечислены 17 из 58 станций петербургской подземки, подлежащие реконструкции. Работы предполагается проводить за счет инвесторов: компании, вложившие деньги в реконструкцию наземного вестибюля станции, получат право застройки прилегающих территорий. А две недели назад Инвестиционно-тендерная комиссия городской администрации, которая выдает разрешения на проектирование и застройку, решила передавать заявки инвесторов по этим 17 участкам на согласование в ГУП "Петербургский метрополитен".
Первые жертвы нового порядка уже появились. На заседании во вторник ИТК признала утратившим силу распоряжение губернатора, дававшее право проводить изыскательские работы в районе Финляндского вокзала и станции метро "Площадь Ленина" компании "Торгово-пешеходный комплекс "Финляндский". ИТК отменила и собственное решение о проведении изыскательских работ рядом с вокзалом компанией "Файр". Представители метрополитена, присутствовавшие на заседании комиссии, заявили, что уже выбрали проектировщиков и инвесторов для реконструкции большинства из 17 станций. В числе инвесторов крупные компании "Адамант", "Торговый двор", "Метротрейд". Об условиях договоренностей с метрополитеном в этих компаниях говорить отказываются. "Файру" и ТПК "Финляндский" представители метро пообещали компенсировать затраты за уже проведенные работы, но гендиректор "Финляндского" Андрей Шаловинский говорит, что из-за решения ИТК его сотрудники и сам он теряют работу. "Что метро может компенсировать! " - посетовал Шаловинский в беседе с "Ведомостями".
Договориться с метрополитеном на новых условиях удалось агропромышленной корпорации "Земля", планирующей построить многофункциональный коммерческий комплекс стоимостью около $25 млн рядом с метро "Электросила". Дополнительные затраты корпорации на реконструкцию вестибюля составят около $2,5 млн.
Некоторые станции, не попавшие в список, также будут реконструированы с участием частных инвесторов. Так, ЗАО "Торгово-деловой центр "Василеостровский" готовится приступить к сооружению многофункционального комплекса с реконструкцией наземного вестибюля станции "Василеостровская". При этом компании пришлось взять на себя достаточно широкие обязательства перед метрополитеном. По словам члена совета директоров ЗАО "ТДЦ "Василеостровский" Игоря Баркова, фундаменты проектирует специализированный институт "Ленметрогипротранса", а работы выполнят специалисты "Метростроя". Инвестиции ТДЦ составят $14 млн.
"Фирма "ЛЭК Истейт" также получала согласования Петербургского метрополитена, намереваясь строить коммерческо-культурный комплекс "Французский бульвар" над станцией "Ленинский проспект". Как сообщили в компании, проект уже сегодня выходит за рамки бизнес-плана - метрополитен выставляет новые технические требования, выполнять которые становится все дороже.
Интерес к территориям вокруг станций метро оправдан. Ежедневно услугами питерской подземки пользуется 3 млн человек. Высокая проходимость делает торговые комплексы рядом со станциями весьма доходными. По словам Алексея Шаскольского, старшего оценщика-консультанта Института проблем предпринимательства, в обозримой перспективе прилегающие к метро территории - золотое дно для коммерции. "Даже в самых лучших местах - на Крестовском острове - за право застройки инвестор платит $200 за 1 кв. м, а у метро, в районе Сенной площади - $400", - говорит Шаскольский.