Стрекоза, увеличенная до размеров попугая


"Стрекоза", психологический триллер производства США о вторжении потусторонних сил в нашу реальность, есть не первой свежести секретный матерьялец, который продюсеры X-files, несомненно, забраковали бы за низкие художественные качества сценарной разработки. Перед фильмом кто-то сказал мне, что главное - досидеть до конца: вот уж там сверхъестественная сила разбушуется так, что об этом можно будет внукам рассказывать. Конец в самом деле впечатляет больше, чем первые девять десятых фильма; а впрочем, не надейтесь, что вы выйдете из зала с глазами, как у стрекозы. Истина по-прежнему "где-то там", и режиссеру Тому Шедьяку не удалось возглавить список людей, сумевших донести ее свет до этой, нашей стороны.

Хороший артист Кевин Костнер плавает в этом 75-миллионном фильме, как какая-нибудь мошка в куске янтаря, - смотреть на него в самом деле приятно, мужчина он видный, и "Танцы с волками" все время вспоминаются... но сценарная ахинея вяжет его намертво. Костнеру не везет - в последнее время он играет в откровенно неинтересных фильмах: мечется в строгом деловом костюме в "Тринадцати днях", бегает в карнавальном костюме в ленте "3000 миль до Грейсленд", а теперь вот вынужден облачиться уже и в белый халат - так как играет он медработника по имени Джо Дэрроу.

У вышепомянутого мистера Дэрроу случается несчастье - его любимая жена, также доктор, из сострадания к жителям третьего мира отправляется в Венесуэлу - врачевать каких-то дикарей - и погибает. После автокатастрофы ее тело так и не обнаружили; так что остались от нее только что всякие тряпки в платяном шкапике да куча сувенирных стрекоз - покойница была до них большая охотница. Стоит ли говорить, что все эти стрекозы начинают жить самостоятельной жизнью. Похоже, мертвая супруга колобродит по краям реальной жизни, пытаясь прорваться к мужу.

Костнер, вспомнив заветы жены - навещать ее пациентов, - частенько наведывается в педиатрическое отделение: особенно его интересуют детишки, побывавшие либо в коме, либо пережившие клиническую смерть. В палатах наш герой интервьюирует молодых людей - на предмет, как там у них все было, ну и вообще.

Завидев доктора Дэрроу, дети начинают дурачиться кто во что горазд: кто закатывает глаза, кто, напротив, выпучивает их, кто орет дурниной, а кто отворачивается к стене, демонстрируя показное равнодушие. Все при этом пугают его нешуточно, утверждая, что в замогильном тоннеле встречались с его женой, показывают ему какие-то однообразные пиктограммы, напоминающие не то крест, не то стрекозу, не то еще что-то потустороннее.

В свободное от работы время Костнер, утомленный своими и чужими галлюцинациями, встречается с монахиней, также крупной специалисткой по паранормальным явлениям. Монахиня, похожая на скукожившегося до размеров девятилетнего мальчика артиста Булдакова, выглядит одновременно комично и пугающе. Ей много чего ведомо о бытовании души в первое время после смерти. Сверхъестественные силы меж тем не унимаются - в качестве медиумов они кого только не используют: детей, стрекоз, попугаев...

Сумеречная зона - любопытный зазор между функционирующей органической материей и ее полным коллапсом - дело темное; даже и у людей с биологическим образованием здесь не все ладно; когда в эту сферу влезают голливудские люди (весь послужной список которых состоит из на редкость глупых фильмов вроде "Лжец, лжец", "Чокнутый профессор", "Целитель Адамс"), получается и вовсе нехорошо, даже и при том, что попутно они осваивают бюджет в 75 миллионов долларов. Это не так уж занимательно - явиться в кинотеатр и обнаружить, что ты попал в американскую церковь на проповедь какого-то кривляки. Хороший замогильный триллер можно было бы сочинить, не подражая М. Шьямалану, не отрывая почем зря хорошего актера Костнера, и безо всякой философии. Тут всего только и нужно-то: мертвые с косами - и тишина...