Напиток третьего сорта
Цены на кофе достигли самого низкого уровня за последние десятилетия. Однако у любителей кофе нет никаких оснований для оптимизма: качество продукции катится по той же траектории, что и цены.
В октябре Международная организация кофе (ICO) ввела новые правила, ужесточающие требования к качеству поставляемого на рынок кофе. В частности, на 300 г зерен арабики теперь допускается не более 86 дефектов, на 300 г робусты - не более 150 дефектов.
Цены на кофе не падали так низко, как сейчас, в течение нескольких лет, но и качество продаваемых кофейных зерен продолжает снижаться. Именно это заставило ICO ужесточить требования к странам-экспортерам. Новые стандарты ICO более суровы, чем правила, предъявляемые Федеральной комиссией США по продовольствию и медикаментам (FDA). Эти правила допускают наличие в кофе до 30% незрелых и испорченных зерен, песка и прочего мусора.
Число продаваемых сортов кофе постоянно растет, но основными разновидностями все же остаются более дорогая арабика и дешевая, но не столь вкусная робуста.
Для компании Kraft Foods, выпускающей продукты под маркой Maxwell House, вторым по значимости поставщиком является Вьетнам. Кофе из этой страны - один из самых дешевых и при этом самого низкого качества. Хотя эта компания и другие крупные производители молотого кофе, в частности Sara Lee и Procter & Gamble, утверждают, что их корпоративные правила также более требовательны, чем правила FDA, данных о содержании низкокачественных сортов кофе в тех или иных продуктах этих компаний нет. Известно, однако, что во многих продуктах дешевые и некачественные сорта сейчас нередко идут на замену зернам более дорогого сорта арабика, ранее закупавшимся в Колумбии, Гватемале, Коста-Рике и других регионах.
Проблема снижения качества зерен затронула огромную часть рынка США. Здесь в основном продается крупномолотый или быстрорастворимый кофе, куда проще подмешать несортовые добавки. На зерна или так называемый фраппучино, продаваемые в кафе, приходится лишь около 15% американского рынка. Большинство баров предлагают кофейные напитки с добавлением молока, сахара и ароматизаторов. А уж в магазинах и подавно главным приоритетом считается цена товара, а не его качество.
Главным поставщиком робусты сейчас стал Вьетнам. За пять лет эта страна превратилась из малозаметного игрока кофейного рынка в экспортера номер три, уступающего лишь Бразилии и Колумбии. Пять лет назад правительство Вьетнама приняло программу поощрения производителей кофе. За последние десять лет производство кофе здесь увеличилось на 1400%, Вьетнаму предположительно принадлежит 12% мирового кофейного рынка, хотя речь при этом идет о низкосортном кофе с большим содержанием мусора. "Плохой кофе обычно имеет вкус либо компоста, либо изношенной обувной подошвы, - горько иронизирует Кеннет Дейвид, профессиональный дегустатор и консультант по кофе. - Для вьетнамской робусты характерно и то и другое".
Тем не менее известные мировые брэнды используют вьетнамские поставки - главным образом из-за их низкой цены. В прошлом году доля Вьетнама в мировых поставках робусты впервые превысила 50%. Такая ситуация болезненно бьет по бизнесу латиноамериканских поставщиков. В некоторых странах Центральной Америки производство в прошлом году сократилось на 25%, в то время как во Вьетнаме оно выросло на 16%.
Потребители заметили падение качества кофе. Многие начинают переходить на покупку зерен и самостоятельный их помол. В ноябре палата представителей Конгресса США приняла резолюцию о "выработке международной стратегии противостояния кофейному кризису". В числе прочего этот кризис негативно сказывается на судьбе многих фермеров, которым становится невыгодно использовать дорогостоящие агротехнические технологии, необходимые для получения высококачественных кофейных зерен. (WSJ, 19. 11. 2002)