Афера с вкладами


Буквально каждый шаг законопроекта о страховании банковских вкладов граждан дается с колоссальным трудом. Казалось бы, в структурах финансовой власти не осталось ни одного ведомства, которое не ознакомилось с проектом и чьи замечания не были бы в нем учтены. В какой-то момент показалось, что свет в конце тоннеля обернется выходом: правительство собиралось рассмотреть законопроект сегодня. Но не тут-то было – высокопоставленный источник в Белом доме сообщил вчера “Ведомостям”, что рассмотрение перенесено на 14 ноября.

Причиной стали новые замечания – на этот раз аппарата правительства. Источник подчеркнул, что замечания эти незначительны и можно было бы обсудить их непосредственно на заседании, но было решено сперва ознакомить с ними министров.

Между тем в аппарате правительства свои замечания не считают “незначительными”. По словам одного из сотрудников аппарата, претензии носят концептуальный характер и устранить их за неделю невозможно. Они касаются статуса Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое должно страховать вклады. “Страхование не совмещается с законодательно установленными функциями АРКО”, – говорит собеседник “Ведомостей”, добавив, что решить проблему можно, лишь изменив законодательство. Кроме того, разработчикам закона из Минэкономразвития будет предложено предусмотреть участие в системе гарантирования вкладов страховых компаний.

Для ведомств, участвовавших в разработке законопроекта, замечания стали шоком. Представители Банка России и АРКО отказались их комментировать, а в Минфине идею привлечения страховщиков для страхования вкладов назвали глупостью. “Это полностью противоречит идеологии законопроекта”, – заявил “Ведомостям” руководитель макроэкономического департамента Минфина Антон Силуанов. Кстати, самый первый законопроект, подготовленный еще в 1995 г., назывался “О страховании вкладов” и предусматривал их защиту на базе страховых компаний. Но такой подход был признан ошибочным, и проект сняли с рассмотрения. Теперь все вернулось на круги своя.

Даже страховщики, которые должны бы приветствовать законопроект, поскольку он создает им новое направление бизнеса, разошлись в его оценке. Гендиректор страховой компании “МАКС” Надежда Мартьянова считает, что коммерческие страховщики могут страховать ответственность банка перед вкладчиком за неисполнение депозитного договора. А вот замдиректора центра страхования финансовых рисков компании “РОСНО” Григорий Новиков подчеркнул, что страховые компании сейчас финансово менее устойчивы, чем банки. “Получится, что более слабые будут обеспечивать устойчивость более сильных”, – говорит он, добавляя, что к страхованию вкладов страховщики будут готовы не ранее чем через пять лет.

Он отмечает еще одну проблему: страховщики сами держат деньги в банках, и в случае системного кризиса средства на выплату этих страховок могут зависнуть точно так же, как застрахованные вклады.

По словам первого замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игоря Черкашина, коммерческий страховщик не имеет права брать на себя риски неэффективного управления банком и тем более политические риски дефолта государства: “Нигде на Западе так не делается. Такие вещи гарантируются государством. Делать там коммерческим страховщикам нечего”.

Вице-президент банка “Петрокоммерц” Константин Колпаков, создававший фонд страхования депозитов в Казахстане, тоже считает привлечение страховщиков “не очень хорошей идеей”. Он сомневается, что в России найдется страховая компания, у которой будет достаточно информации для оценки банковских рисков. “При низкой капитализации российских страховщиков такой вид финансовой услуги иначе чем аферой не назовешь”, – говорит Колпаков.