Nintendo заигрывает со взрослыми


Японская корпорация Nintendo, выпускающая видеоигры, все больше внимания уделяет взрослым игроманам. Именно на эту аудиторию ориентированы многие игровые новинки Nintendo и маркетинговые акции, включающие рекламу в ночных клубах и скидки покупателям, приобретающим комплект из игровой консоли Nintendo GameCube и "стрелялки" Metroid Prime.

Своим изначальным успехом Nintendo обязана продукции для детей, в частности серии игр про Марио и покемонов. Эти продукты по характеру заметно отличались от игр большинства других производителей, активно эксплуатирующих сцены насилия. За 21 год игровой персонаж Марио принес корпорации $7 млрд.

Но в последнее время условия изменились: число юных игроков в Японии сокращается, все большую популярность в этой стране и во всем мире приобретают более изощренные игровые программы для старшей возрастной категории. Это в конце концов отразилось и на продуктовой линейке Nintendo. Типичный пример - атрибутами новой игры для GameCube, получившей название "Вечная Тьма: реквием по нормальности", стали стены, залитые кровью, и "похитители костей", завладевающие телами живых людей. Независимые разработчики, создающие игры для GameCube, также вовсю следуют "кровавой" моде. Так, компания Simon & Schuster предлагает для этой платформы спортивный триллер "Беззаконный гольф".

В течение ближайших двух месяцев Nintendo планирует потратить $140 млн на маркетинг игр, предназначенных для американских тинейджеров и более старших игроков. Корпорация объявила, что к рождественскому периоду ассортимент программ для GameCube пополнится 80 новыми играми самых разных жанров, включая собственные разработки Nintendo и продукты других компаний. Главные конкуренты Nintendo на игровом рынке, корпорации Sony и Microsoft, также всерьез обновляют ассортимент игр для своих платформ и выделяют на предрождественский маркетинг огромные средства. Активизировались и независимые поставщики. Один из ведущих разработчиков игр, Electronic Arts, готовит новую версию электронного чемпионата по гольфу PGA Tour 2003 сразу для трех платформ - GameCube, Xbox и Sony PlayStation 2. Другая известная компания, LucasArts Entertainment, анонсировала выход очередной видеоверсии "Звездных войн" для GameCube и PlayStation 2. На платформе Microsoft Xbox до конца года должно появиться более 100 новых игр.

В условиях жесткой конкуренции Nintendo будет нелегко сохранить свои позиции на игровом рынке. Сейчас эта компания занимает здесь 2-е место после Sony, но мощная в финансовом отношении Microsoft настроена крайне агрессивно. До сих пор число соперничающих платформ, способных долгое время сосуществовать, принося прибыль, в игровой отрасли никогда не превышало двух. "Чтобы выжить при такой конкуренции, нам необходимо максимально расширить ассортимент программ и целевую аудиторию", - говорит президент Nintendo Сатору Ивата. С ним соглашается Джон Тейлор, аналитик из компании Arcadia Investment: "Успех на массовом рынке игр не может основываться лишь на одной возрастной категории".

Завоевывая взрослых потребителей, Nintendo серьезно рискует потерять детскую аудиторию. Руководители корпорации уверяют, что сумеют должным образом удовлетворить интересы разных возрастных категорий. Однако аналитики в последнее время отметили ряд тревожных симптомов. В начале октября Nintendo скорректировала в сторону уменьшения свой прогноз относительно продаж GameCube в финансовом году, заканчивающемся в марте 2003 г.: вместо 12 млн штук теперь называется число 10 млн. Объявление вызвало падение курсов акций самой Nintendo и других поставщиков игр.

В секторе игровых программ для взрослых Nintendo придется напрямую конкурировать с Sony, традиционно имеющей здесь очень сильные позиции. Но, возможно, главная опасность в связи с переориентацией Nintendo на "взрослый" рынок - потеря репутации. Корпорация с 113-летней историей известна как поставщик безопасной для детей, семейной продукции. Допуская на платформу GameCube игры вроде "Кровавого знака - 2" компании Eidos, Nintendo нарушает свою же традицию.

Руководители Nintendo осознают эту опасность. "Нет, мы не считаем для себя приемлемым поддаваться натиску кровавых игр, - говорит Перрин Каплан, вице-президент американского подразделения корпорации. - Мы намерены по-прежнему предлагать продукты, наилучшим образом соответствующие характеру платформы Nintendo. И эти продукты должны очень понравиться любителям игр".

Между тем участники игрового рынка отмечают, что Nintendo уже не так активно, как прежде, развивает "детское" направление в своем бизнесе. Объемы поставок новой версии "Марио" снизились по сравнению с предыдущими версиями, не очень быстро растет и ассортимент развивающих игр серии Game Boy Advance. Возможно, сказывается стремление Nintendo вернуть в свой стан повзрослевших поклонников GameCube, которым уже недостаточно незамысловатых детских сюжетов. "Мне уже 20, в этом возрасте уже неинтересно играть в лягушат, - поясняет один из бывших приверженцев GameCube. - А таких игр, как, скажем, Grand Theft Auto 3 для PlayStation, на платформе Nintendo пока нет". (WSJ)