McDonaldХs станет скромнее


НЬЮ-ЙОРК - Триумфальное шествие McDonaldХs по планете в будущем году замедлится: на днях гигант быстрого питания объявил о своих планах резко сократить количество вновь открываемых закусочных и сосредоточиться на уже существующих точках.

В 2003 г. по всему миру откроется лишь 600 новых McDonaldХs - на 450 меньше, чем в этом году. Из них в США откроется 100 (в этом году открылось до 350). Руководство намерено снизить расходы на новые закусочные на 40% до $875 млн. Из них $750 млн пойдут на развитие новых закусочных под брэндом McDonaldХs, а остальное - на другие брэнды, включая Boston Market и Chipotle Mexican Grill.

Пик роста компания пережила в 1996 г., когда у нее появилось около 2000 новых точек. В течение десятилетий агрессивной экспансии всего в мире было открыто 30 000 закусочных McDonaldХs, принадлежащих самой компании или работающих на договоре о франчайзинге.

Смена курса развития крупнейшей в мире сети быстрого питания объясняется, в частности, ужесточением конкуренции с другими сетями fast food, такими как WendyХs. Семь из восьми последних кварталов сопровождались для McDonaldХs падением прибылей. В III квартале этого года прибыль снизилась на 11% по сравнению с III кварталом прошлого года - с $545,6 млн до $486,7 млн.

Акции компании сейчас торгуются по самой низкой цене за последние семь лет, однако их цена поползла вверх, как только было объявлено о грядущем сокращении (на Нью-Йоркской фондовой бирже акции McDonaldХs повысились в цене на 3%). Аллан Хайкок, аналитик из U.S. Bancorp Piper Jaffray, считает это известие хорошей новостью: "Огромное количество закусочных McDonaldХs - недостаток в работе компании. Им надо много чего привести в порядок, и это потребует времени". Хотя сама компания и не признает этого, потребители жалуются на снижение стандартов обслуживания, санитарно-гигиенических условий и качества продукции. Аналитики давно советуют McDonaldХs, вместо того чтобы продолжать стремительную экспансию, "довести до ума" уже действующие закусочные.

Пока трудно сказать, сколько продлится следование только что объявленным курсом. "Сейчас мы пытаемся оптимизировать наш бизнес, - говорит Мэттью Полл, финансовый директор McDo-naldХs. - Когда мы увидим, что доходы, объемы продаж и нормы прибыли восстановились до желаемого уровня, мы разрешим себе возобновить открытие новых точек".

Для повышения эффективности своей работы компания прибегает и к другим мерам. Недавно она предложила покупателям так называемое долларовое меню (вслед за подобной же инициативой Burger King, которая уже помогла повысить объем продаж). Как следует из названия, каждое блюдо в этом меню стоит ровно $1. (FT, WSJ, 22. 10. 2002)