ИНТЕРВЬЮ: Александр Тынкован, основатель сети магазинов "М. Видео"


"Сейчас торговые сети между двух огней".

Компания "М. Видео" в этом году объявила о намерении стать лидером по продажам бытовой электроники среди московских специализированных сетей. В первом полугодии, по ее собственным данным и данным агентства GfK, она с задачей справилась. Но в следующем году это достижение может быть подорвано из-за появления в столице компании "Эльдорадо", ранее продававшей электронику исключительно в регионах. О том, как будет развиваться конкуренция на этом рынке, а также о планах развития собственной сети рассказывает основатель "М. Видео" Александр Тынкован.

- С чего началась история компании "М. Видео"? - Инвесторы меня тоже про это все время спрашивают. Интересно, говорят, откуда у людей деньги взялись. Я окончил институт в 1992 г. и попал на работу в магазин по продаже телевизоров с торговым залом в 30 кв. м. Сейчас трудно поверить, но тогда через эту крохотную площадь можно было продать за день машину или даже две телевизоров. Где-то через шесть месяцев я понял, что у меня достаточно опыта, чтобы открыть один магазин, а лучше два. Причиной для такого решения явились возраст - 25 лет и желание сделать что-нибудь самостоятельно. Я нашел партнеров, поддержавших меня. О наших взаимоотношениях мы тогда договорились в течение пяти минут и поддерживаем их до сих пор. В 1993 г. мы открыли первый магазин площадью 50 кв. м на Маросейке. Все деньги, которые у нас имелись, - $40 000 - мы потратили на ремонт и оборудование этого помещения. Первые товары - видеотехнику - получили в кредит от поставщиков. И нам повезло: мы оказались в нужное время в нужном месте. В конце 1993-го мы открыли второй магазин, а в 1994 г. - еще три.

Сейчас у "М. Видео" три основных направления бизнеса: торговая компания, сервисная компания и производственная - завод в г. Александрове. Основной наш бизнес - розничная торговля, в остальных - сервисе и производстве - мы выступаем как инвесторы. На единую акцию переходить не планируем, так как считаем, что это разные направления деятельности.

- Как же вы будете реализовывать свои планы по выходу на фондовый рынок? - В ближайшее время таких планов у нас нет.

- В последнее время вы часто выступаете на разных инвестиционных конференциях. Ищете инвестора? - Выступаем, потому что нас на них активно приглашают. Но мы не ищем деньги в буквальном смысле слова. Инвесторы, которые видели наш бизнес-план, отметили, что для планового развития нам не нужны деньги ни сейчас, ни в следующем году, ни даже через год. Поиск инвестиций - это задача будущего. Наша цель - чтобы "М. Видео" была в России компанией номер один. А развиваться достаточно активно на собственные средства невозможно. Не те финансовые рынки сейчас в России. Поэтому, когда мы получим доступ к дешевым инвестиционным деньгам, мы пересмотрим наши планы, сделав их более агрессивными. Вообще же, наша задача в перспективе - уйти от просто зарабатывания прямой прибыли и прийти к получению прибыли от роста цены акций компании.

- Когда может состояться продажа компании? - Этот вопрос сейчас неактуален, речь о продаже компании не идет. Потому что надо продавать хорошо подготовленный продукт. А участие в конференциях, инвестиционных форумах и т. д. - это подготовительный этап. Мы проверяем, по верному ли пути мы движемся. Потому что инвесторы сразу говорят, что их в нас не устраивает.

- И что не устраивает инвесторов? - Технологические вещи. Их, например, интересуют показатели, на которые раньше мы не обращали достаточного внимания: продажи на квадратный метр, на одного сотрудника. Оказалось, кстати, в первом случае мы очень неплохо выглядим. В частности, по данным консалтинговой компании A.T.Kearney, продажи на 1 кв. м в "М. Видео" составляют $10 130, в сети Dixons (Англия) аналогичный показатель равен $14 504, а в сети Darty (Франция) - $9362 (это среднегодовой показатель).

На единицу персонала мы продаем меньше где-то на 30%, а может, и более.

- С показателями российских компаний сравниваете? - Сравниваем. По продаже на квадратный метр мы принципиально выше. По людям работаем примерно одинаково.

- Что входит в понятие "хороший продукт"? - Шансы привлечь инвесторов любого рода есть у одной-двух компаний в своем сегменте - не больше. Поэтому наша цель - однозначно стать номером один. В этом году мы вышли на первое место по объему продаж в Москве и планируем то же самое сделать в рамках России, достигнув к 2005 г. оборота в $1 млрд.

- Вы считаете, что сможете обогнать компанию "Эльдорадо", которая заявила в планах уже на этот год оборот в $800 млн? - Они не объявляли свои цифры последовательно, год за годом. Важна динамика увеличения оборота. По нашим данным, наши темпы роста за последние два-три года опережают конкурентов, в том числе и "Эльдорадо". По нашим оценкам, у них рост в этот период был порядка 20% в год, может, чуть больше. В удачном 2001 г. рынок бытовой электроники вырос на 50%, сети выросли до 80%, мы - на 110%. В этом году рынок, по данным GfK, за первое полугодие вырос на 22%. У нас нет данных, что кто-то из сетей вырос больше чем на 60%, тогда как мы выросли на 100%.

- Вы считаете, что рынок бытовой электроники в России продолжит расти? - Рынок России по итогам года будет вторым номером в мире по темпам роста после Китая.

У нас сейчас пошла волна замены техники, которая была куплена в начале 90-х гг. и успела морально устареть. Этот процесс должен был начаться еще в конце 90-х гг., но кризис его отодвинул по времени.

При этом мы считаем, что регионы по темпам роста будут существенно опережать Москву. Например, магазин в Новгороде делает продажи на 30 - 50% больше, чем мы планировали. В первый месяц после открытия, по нашим оценкам, он сделал 15 - 20% от всех продаж техники в городе. Это при наличии в городе 4 - 5 сетей, которые в сумме составляют более 20 обычных магазинов электроники.

- Какие планы развития у вас на 2003 г.? - В 2003 г. мы хотим открыть 12 магазинов, половина из которых будет в Москве. В начале года открываем два магазина в Санкт-Петербурге, где нас еще пока нет. Объемы инвестиций зависят от того, будем мы магазины покупать или арендовать. Но примерно $20 - 25 млн.

- Сколько у вас сейчас магазинов в регионах? - Пять. Первый из них мы открыли в Нижнем Новгороде 1 декабря 2001 г.

- Их эффективность сопоставима с московскими? - В целом по операционной эффективности региональные магазины на 10 - 15% ниже, чем московские. Но мы планируем, что она будет расти после открытия новых магазинов. Пока у нас в городе один магазин, мы на логистике деньги теряем. Наша основная цель - это крупные города, миллионники, в каждом из которых мы хотели бы получить не менее 30% рынка.

- А как вы будете решать проблему с приобретением недвижимости для размещения магазинов, ведь все торговые компании жалуются на нехватку подходящих помещений в Москве? - Готовых помещений достаточно мало, это правда. Но есть много новых проектов торговых центров, и мы получаем приглашения участвовать в них одними из первых. Другое дело, мы от ряда проектов отказались, так как считаем, что рынок торговой недвижимости сейчас перегрет и цены завышены и вскоре должны пойти вниз.

- И насколько перегрет рынок? - Оптимальная цена покупки торговой недвижимости - не более $1000 за 1 кв. м. А когда цена превышает $1500, это делает срок окупаемости проекта слишком большим.

- Конкуренция между сетями, продающими в Москве бытовую технику, усиливается. За счет чего вы планируете увеличивать свои обороты? - Кредит и накопительная дисконтная карта - вот два инструмента, на которые мы очень рассчитываем. Продажи в кредит составляют сейчас до 30% от общего объема продаж наших магазинов, а объем продаж по накопительным дисконтным картам каждый месяц удваивается. Также очень эффективным проектом для нас является пул "шесть семерок".

- Вас не беспокоят планы компании "Эльдорадо", которая собирается подвинуть московские сети на столичном рынке? - У нас с "Эльдорадо" разные форматы, они больше тяготеют к формату дисканутера и поэтому, я считаю, будут забирать покупателей у стихийных рынков, а не у других московских сетей.

- Вам не нужен клиент стихийного рынка? - Нужен, конечно. И в каждой группе товаров делаем предложение по специальной цене.

- Исполнительный директор "М. Видео" Алексей Максимов много говорит о том, что российским сетям необходимо принять защитные меры перед приходом на рынок иностранных ритейлоров. Вы разделяете точку зрения вашего менеджера? - С одной стороны, приход иностранцев - необходимая вещь для рынка. Наш быстро растущий рынок с отсутствием конкуренции расхолаживает его участников, а это неправильно и опасно. С другой стороны, давайте задумаемся о долгосрочной перспективе. Торговля - это отрасль экономики, не менее важная, чем машино- или автомобилестроение. Плохо, если решения по всей отрасли будут приниматься не в России, а в штаб-квартирах транснациональных компаний.

Эти компании постепенно понижают уровень потребления. Низкие цены, которые они предлагают, достигаются появлением на полках товаров все более низкого класса. Посмотрите сейчас на электронику в том же Auchan. Там все китайские марки представлены, которые только могут быть. Дальше это будет продвигаться. Причем это не только по электронике, а по всей гамме товаров. И для отечественных производителей работать с транснациональными компаниями выходит не слишком выгодно. Те навязывают им очень низкие цены поставки. Пример с "Рубином" очень характерный. Для московского завода там положительных моментов нет. У него отказались покупать телевизоры практически все остальные сети (кроме Auchan. - "Ведомости"), потому что невозможно покупать дороже, чем продается в розницу в другой сети. Во-вторых, о выгоде "Рубина" речи не идет. Не может быть прибыли при таких ценах. И в итоге "Рубин" будет вытеснен из того же Auchan. Он никогда не сможет телевизоры продавать по такой цене, как китайские производители. Auchan не будет "Рубин" продвигать. В газетах пишут, что Metro будет российский хрен продавать по всему миру, но это просто смешно, и не более того. Но частные компании не могут сами инициировать принятие каких-либо решений в области законодательства. Поэтому мы считаем, что нужно все эту работу проводить через отраслевые объединения - РАТЭК, АКОРТ. И, конечно, положение об иностранных игроках должно быть отражено в концепции внутренней торговли, которую сейчас разрабатывает Минэкономразвития.

- Что вы хотели бы видеть в этой концепции? - Прямые заградительные меры неправильны, все с этим согласны. Но что именно нужно предпринять, пока я сказать не могу. Надо начинать с постановки задач, изучения опыта других государств. Но делать что-то нужно. И не только в отношении транснациональных компаний. Сейчас торговые сети находятся между двух огней. С одной стороны, это стихийные рынки, которые являются, по сути, офшорной зоной, с другой стороны, это западные компании, которые имеют огромные финансовые возможности и готовы в период экспансии на рынке работать без рентабельности.

БИОГРАФИЯ: Александр Тынкован родился в 1967 г. в Москве. В 1992 г. с отличием закончил Московский энергетический институт по специальности "электрическое оборудование летательных аппаратов" (тема диплома "Автоматизированные системы управления").

В 1993 г. основал компанию "М. Видео", которой и руководит в настоящее время. В 2001 г. Тынкован вошел в рейтинг "1000 самых профессиональных менеджеров России", организованный Ассоциацией менеджеров России и ИД "Коммерсантъ". Женат, имеет двух дочерей. Хобби - игровые виды спорта, путешествия с семьей.

О КОМПАНИИ: Розничная сеть "М. Видео" основана в 1993 г. Сейчас в нее входит 25 магазинов, из которых 20 - в Москве. Оборот компании в 2002 г. составит $380 млн. 30% оборота приходится на оптовые продажи, 70% - на розничные.

Торговая компания "М. Видео", по оценкам маркетингового агентства GfK, по итогам первого полугодия является крупнейшей компанией по продажам бытовой электроники в Москве. Основные акционеры "М. Видео" - Александр Тынкован и группа частных лиц. В холдинг входит торговое подразделение (состоящие из 15 юридических лиц), техническая компания "Арсенал" (завод в г. Александрове), сервисная компания "М. Видео - Сервис" и контрольный пакет компании ТК "Бытовая электроника "Сокол" (владелец торговой марки "Сокол").