США И ИРАК: В паутине государств
Когда два года назад Джордж Буш стал президентом, был один аспект внешней политики, которым он определенно не собирался заниматься: тем, что он сам называл "перестройкой государств". Президент не хотел, чтобы его администрация принимала участие в сердобольных либеральных проектах по созданию демократических институтов в "несостоятельных государствах" (failed states) - будь они на Балканах, в Африке или где-либо еще. Это было частью политики, известной как синдром ABC ("все не так, как у Клинтона").
Так было до 11 сентября, до начала войны с терроризмом. Теперь Буш неуклонно проводит в жизнь политику, которая хотя и не называется политикой "перестройки государств", но очень на нее похожа.
Афганистан стал первым в списке стран, требующих постоянного американского вмешательства во внутренние дела. Следующим будет Ирак, если Вашингтон решится сменить режим Саддама Хусейна. А есть ведь еще и Филиппины, и Йемен, и Сомали. Еще одним примером может стать Колумбия, где развернулась нарковойна.
В результате политика администрации Буша выглядит куда более интервенционистской, чем когда-либо была политика Клинтона. Вместе с тем она нерешительна и неопределенна с точки зрения долгосрочных целей. Противоречивые сигналы из Вашингтона вызывают беспокойство среди друзей и союзников Америки.
Недавний теракт в Индонезии, похоже, только подчеркнул проблему, стоящую перед Соединенными Штатами. Пока еще рано утверждать, что за этим взрывом стоит "Аль-Каида". Возможно, что теракт - дело рук одного из многих местных сепаратистских движений. Но кто бы это ни был, теракт доказывает, что Индонезия переходит в категорию failed states, если уже не перешла.
Стабильность в Индонезии находится под вопросом еще со времен свержения президента Сухарто и финансового кризиса 1998 г. Правительство Мегавати Сукарнопутри не в состоянии обуздать охватившие страну беспорядки на религиозной и этнической почве. Военные, некогда служившие гарантом единства Индонезии, настроены оппозиционно. Для построения надежных демократических институтов страна нуждается в экстренной помощи.
Примерно такая же хроническая нестабильность грозит Афганистану. Что касается Ирака, то США, похоже, не имеют вразумительного плана по созданию альтернативного правительства в случае свержения Хусейна. Отсюда и разговоры о продлении американского военного присутствия для контроля над "перестройкой государства".
Многие американцы не чувствуют себя комфортно в этой роли. Они не хотят превращаться ни во всемирных полицейских, ни во всемирных работников социальной сферы. Это попахивает колониализмом.
Тед Гэйлен Карпентер, вице-президент по внешней и обороной политике Института Като, считает, что все это было вполне предсказуемо и стало последствием "беспорядочного глобального интервенционизма" предыдущих администраций.
В своем последнем сборнике эссе Карпентер предполагает, что теракты вроде атаки 11 сентября явились прямым следствием внешней политики США. В докладе, который Карпентер представил Конгрессу еще в 1997 г., он предупреждал, что "внешняя политика Вашингтона имеет прямым следствием вероятность актов насилия против американских военнослужащих и граждан". Более того, он предсказал теракты на территории США с тысячами жертв.
Карпентер считает, что американские политики не смогли разработать новой стратегии безопасности, соответствующей окончанию эпохи "холодной войны". Он утверждает, что в отсутствие конкурентов мировой гегемонии Штатов стратегия безопасности должна предусматривать разделение глобальной ответственности между многими центрами власти. Вместо этого Вашингтон избрал "стратегию удушения... с целью защиты от появления любых политических или военных конкурентов". "Война против терроризма" продвинула США еще дальше в этом направлении, что вызвало "крайне острую реакцию" на агрессию во всем мире.
Институт Като всегда выступал за изоляционизм США и ограничение глобальных притязаний. Хотя это мнение консерваторов, в нынешней администрации его мало кто разделяет. Однако споры по поводу идей Карпентера обнажают неразбериху, царящую сегодня в Вашингтоне.
Если США и дальше будут вести политику военных интервенций, то неудачи в деле последующего переустройства государств приведут к еще большей нестабильности и к угрозе новых терактов возмездия. В отношениях с failed states США необходима последовательная политика, не ограниченная военными операциями. В противном случае Джорджу Бушу придется послушаться совета Теда Карпентера и попытаться построить настоящий всемирный альянс, который мог бы принести стабильность в наш нестабильный мир. (FT, 16. 10. 2002)