РОССИЯ И УКРАИНА: Меняем трубу на дотации


В нынешнем виде новое межправительственное соглашение между Россией и Украиной о стратегическом сотрудничестве в сфере транспортировки газа ничего не изменит. Но есть способ решить проблему несанкционированного отбора газа - предоставить Украине прямые дотации.

Будучи не понаслышке знакомым с ситуацией на Украине, я знаю, что никто там не понимает, как решать газовую проблему. Несанкционированный оборот газа стал для Украины своего рода стержнем экономики, "национальным достоянием". Поэтому, скорее всего, Украина будет любыми силами затягивать юридическое оформление газотранспортного консорциума (ГТК), тем более что проводить его предполагается по украинскому законодательству. Когда же Россия осознает, что ее водят за нос, реализовывать планы экспорта газа в обход Украины будет уже поздно. 2003 год для строительства "полоцкой перемычки" через Белоруссию будет потерян. Но жесткий вариант решения газовой проблемы - с полным прекращением Россией экспортных поставок через Украину и переходом на поставки газ только платежеспособным потребителям - вызовет коллапс украинской экономики и непредсказуемые социальные последствия. Единственными энергоисточниками на Украине останутся Днепрогэс и ТЭЦ на донбасских углях. В российско-украинские отношения будет навечно вбит клин. Так что хотелось бы избежать жестких санкций. В отношении Украины нужен иной, продуманный набор мер, который позволил бы эластично, без потрясений решить газовую проблему уже при следующем президенте Украины. Этот подход можно позаимствовать из внутрироссийского опыта.

Начиная с 2002 г. Татарстан перестал удерживать у себя федеральные налоги, а взамен получил шестилетнюю Федеральную программу социально-экономического развития республики, по которой центр дает республике бюджетозамещающие дотации, объем которых год от года сокращается, на седьмой год прекращаясь вообще. Аналогичный механизм в отношении Башкортостана будет запущен с 2003 г.

Такую же схему можно запустить и применительно к Украине в последний год президентства Леонида Кучмы. Россия ежегодно напрямую теряет на Украине $1 млрд только на газе - без учета косвенных потерь и упущенной прибыли. Строительство "полоцкой перемычки" будет стоить $4 - 4,5 млрд, которые также придется платить России. А ежегодный трансфер Украине может составить $500 - 700 млн с общим лимитом в $5 - 6 млрд и ежегодно снижающимся уровнем. В ответ на это Украина передает контрольный пакет в ГТК международному клубу инвесторов (Германия, Италия, быть может, Франция), который сразу прекращает несанкционированный отбор газа.

Смысл данного подхода сводится к тому, чтобы заплатить $5 - 6 млрд в течение 9 - 10 лет, но избавить Россию от прямых убытков минимум в $10 млрд и расходов на строительство перемычки в $4 - 4,5 млрд. При этом сопутствующие морально-психологические факторы (Россия оказывает Украине безвозмездную помощь) будут гораздо более благоприятными, чем в случае строительства перемычки и жесткого ограничения на подачу газа на Украину. Кроме того, в этом случае без газа останется еще и вся Молдавия.

Автор - председатель "Деловой России", депутат Госдумы