Некрасивая история


Корпоративные аферы, попавшие в поле зрения американских правоохранительных органов, коснулись не только публичных компаний, но и публичных персон. Одной из центральных фигур в скандале вокруг фармацевтической компании ImClone Systems стала Марта Стюарт, бизнес-леди и известная на всю Америку телеведущая, а заодно близкая подруга бывшего гендиректора компании Сэмюэла Уэксала, обвиняемого в злоупотреблении инсайдерской информацией.

До последнего времени все лица, фигурирующие в деле ImClone Systems, держались стойко, отрицая свою вину, но во вторник бывший гендиректор и основатель ImClone признал себя виновным и сдался на милость суда.

В августе Уэксалу было предъявлено обвинение в мошенничестве с ценными бумагами и разглашении инсайдерской информации членам семьи. В декабре прошлого года Уэксал, его отец и дочь, а также Стюарт продали акции ImClone накануне их резкого падения, вызванного отказом регулирующих органов разрешить продажу разработанного компанией лекарства от рака. Отец и дочь Уэксала заработали на этом в общей сложности около $10 млн. Стюарт продала почти 4000 акций на сумму $230 000. Пока Уэксал находился под следствием, она пыталась выхлопотать у правоохранительных органов более снисходительное отношение к нему и его семейству. Но переговоры зашли в тупик, поскольку Уэксал отказался сотрудничать со следователями, не сообщив среди прочего компромата информацию о сделках самой Стюарт.

Подозрения в отношении Стюарт поставили под удар ее собственную компанию по производству хозтоваров Martha Stewart Living Omnimedia, в которой она владеет 63% акций. Как только публике стало известно об интересе правоохранительных органов к сделке с акциями ImClone, акции Martha Stewart Living стали стремительно дешеветь и с начала июня упали на Нью-Йоркской фондовой бирже более чем на 70%.

Чтобы спасти Martha Stewart Living, Стюарт сделала в июне два публичных заявления, объяснив продажу акций ImClone вполне невинными причинами. В последнем заявлении, сделанном в среду, она повторила, что не располагала инсайдерской информацией, а акции продала исключительно потому, что это было предусмотрено договором с брокером: акции ImClone следовало продать, если их курс опустится ниже $60. Однако в дальнейшем именно этот брокер стал главным свидетелем против Стюарт: бывший сотрудник Merrill Lynch & Co. Дуглас Фаней на прошлой неделе признал себя виновным в разглашении инсайдерской информации, похищенной им из Merrill Lynch & Co.

Таким образом, практически доказано, что Стюарт дала ложные показания по делу ImClone с целью воспрепятствовать падению акций собственной компании. По закону руководителям американских публичных компаний запрещается намеренно делать заявления, одновременно являющиеся ложными и "материальными" (т. е. касающимися финансовых вопросов), поскольку такие заявления могут влиять на цены. Утверждения, касающиеся личных инвестиций топ-менеджеров, обычно не подпадают под это определение. Однако в данном случае следствие может счесть, что утверждения Стюарт носили не только ложный, но и "материальный" характер, так как благополучие Martha Stewart Living в значительной мере основывается на личной репутации популярной телезвезды. "Если состояние дел компании зависит от репутации некоего лица и это лицо делает утверждение с целью восстановить доверие к нему, заведомо зная, что это утверждение является ложным, - может ли это служить основанием для судебного преследования? Да, может", - считает профессор нью-йоркской юридической школы Джеффри Хаас.

Стюарт скорее будет предъявлен гражданский иск со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), нежели уголовное обвинение, в отличие от Уэксала, которому грозит длительный срок тюрьмы (7 - 10 лет), немного смягчить который может чистосердечное признание. (WSJ)